Газета
20 августа 2009, 11:42
Генерал-майор Олег Бармин: "Приоритетом ВВС станет создание единого разведывательно-информационного поля"
На открывшемся на этой неделе авиасалоне МАКС был подписан стратегический для российских ВВС контракт
- По какому принципу будут развиваться ВВС в ближайшие годы? Проводимая в настоящее время военная реформа призвана кардинально изменить облик Вооруженных сил Российской Федерации, обеспечить создание группировок войск (сил), способных парировать угрозы военного характера, а в случае развязывания агрессии - успешно нейтрализовывать военные конфликты на любом стратегическом направлении.
- В развитии авиации до 2020 года приоритетными концептуальными направлениями определены обновление парка современной техникой не ниже 80%, массовое производство и применение беспилотной техники и средств радиоэлектронной борьбы, создание единого разведывательно-информационного управляющего поля. При этом действия авиации будут строиться по принципу интегрирования в единую систему всех средств вооруженной борьбы на стратегических направлениях, независимо от их видовой принадлежности, с охватом огневого, информационного, радиоэлектронного и специального воздействия на объекты противника на суше, на море, в воздухе и космосе на всю глубину их дислокации.
- Эти планы уже согласованы с правительством?
- Благодаря предпринятым усилиям руководства Минобороны и ВВС на сегодня складывается достаточно хороший стартовый потенциал для перехода к новому облику авиации ВВС. Мы разработали новый документ, который будет регулировать взаимоотношения ВВС с представителями промышленности, то есть взаимоотношения госзаказчика с исполнителем, - "Положение о порядке создания авиационной техники и технологий военного назначения...". Этот документ уже согласован с ведущими авиационными фирмами (в том числе с Oбъединенной авиационной корпорацией) и проходит согласование в Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.
Мы считаем, что в этом документе будет решена значительная часть проблемных вопросов, возникающих в процессе взаимоотношений госзаказчика с исполнителем. Кроме того, за последнее время проведен целый ряд опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники и средств поражения, которые либо уже запущены в производство, либо в ближайшее время начнут производиться. Данные образцы, по сути, составят основу боевой авиации ближайшего будущего.
- Что это будут за самолеты ближайшего будущего?
- Приоритеты в развитии авиации ВВС на среднесрочную перспективу определены. Важнейшими из них являются глубокая модернизация самолетов дальней авиации - Ту-95МС, Ту-160, Ту-22МЗ, создание и производство перспективного истребителя пятого поколения (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА), производство фронтового бомбардировщика Су-34, истребителей поколения 4++ Су-35С, МиГ-35С, тяжелого (Ил76МД-90А), среднего и легкого (Ил112В) военно-транспортных самолетов, боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52, транспортно-боевого вертолета Ми-8МТВ-5, учебно-боевого самолета Як-130, учебно-тренировочных вертолетов Ка-60 и Ансат, разведывательных и специальных самолетов и вертолетов. В прогнозируемый период планируется также создание и развертывание массового производства беспилотных комплексов различного назначения.
Всего для обновленных ВВС планируется получить около 2 тыс. самолетов и вертолетов и более 500 беспилотных летательных аппаратов малой, средней и большой дальности.
Таким образом, в составе перспективных Военно-воздушных сил к 2020 году почти весь авиационный парк будет представлен современными типами авиационных комплексов. В дальней авиации это модернизированные Ту-160М, Ту-95МСМ, Ту-22МЗМ; в военно-транспортной и транспортной авиации - Ил-76МД-90А, Ил112В; во фронтовой авиации - Су-34, ПАК ФА, Су-35С, МиГ-35С, МиГ31БН, Су-25УБМ, Як-130; в армейской авиации - Ми-28НМ, Ка-52, Ми8МТВ-5, Ми-26М, Ка-60, "АНсат".
- А когда ПАК ФА поднимется в воздух?
- Самолет пятого поколения разрабатывается в соответствии с планами. Сейчас создан наземный образец, на конец текущего года запланировано завершение первого летного экземпляра, который мы планируем поднять в воздух уже зимой. Но это не значит, что он сразу же пойдет в войска. Программа испытаний очень обширная, мы рассчитываем получить первую партию этих самолетов только в 2015 году.
- А вертолеты Ка-52 и Ка-60 когда начнете закупать?
- О Ка-52 могу сказать, что установочная партия этих вертолетов сейчас изготавливается на ОАО ААК "Прогресс", государственные испытания этой машины планируется завершить в начале следующего года, после чего серийные вертолеты начнут поступать в части армейской авиации. Что касается Ка-60, на предварительных испытаниях этот вертолет показал требуемые для машины своего класса характеристики и в дальнейшем может быть использован ВВС в качестве многофункционального, многоцелевого легкого десантно-транспортного вертолета. Еще одна машина фирмы "Камов" - "Ансат" уже в этом году поступит в Краснодарское училище летчиков и в дальнейшем может стать основной учебной машиной ВВС взамен Ми-2.
- А что с качеством техники? Катастрофа Су-27 накануне МАКСа не повлияла на требования ВВС к производителям?
- Катастрофа не имеет ничего общего с качеством техники. Самолеты были исправны, все произошло по стечению различных обстоятельств. Поэтому никаких последствий для планов ВВС или требований к разработчикам у нас не будет. Единственное исключение - это самолеты МиГ-29 различных модификаций, у которых при обследовании были выявлены дефекты хвостового оперения. Часть из них продолжат летать под особым контролем, остальные будем по очереди ремонтировать. В текущем году на ОАО РСК МиГ запланирован ремонт килей 106 таких машин.
- Алжирские "МиГи" входят в это число?
- Нет. Самолеты МиГ-29СМТ, изготовленные по заказу Алжира, полностью исправны и поступили на вооружение авиабаз в Курске и Липецке. Это очень удачный вариант МиГ-29 с расширенными боевыми возможностями.
- Есть ли успехи в создании беспилотных комплексов?
- Военно-воздушные силы считают разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) приоритетным направлением развития ВВС и ВС РФ в целом.
На сегодня в стадии завершения находится разработка разведывательно-ударного комплекса с БЛА. В этом году будут проведены государственные испытания малоскоростного БЛА в варианте разведчика и ретранслятора. С 2010 года планируется начало создания дальнего ударного беспилотного авиационного комплекса, который будет обладать вооружением, сходным с вооружением самолета пятого поколения.
В целом комплексы с БЛА будут обеспечивать круглосуточную разведку зоны ответственности того или иного оперативно-стратегического объединения. Полученные данные позволят не только оценивать обстановку, но и указывать цели для средств поражения, в том числе высокоточных. В перспективе до 40% парка летательных аппаратов ВВС России могут составить беспилотники.
- Каковы перспективы развития зенитных ракетных войск (ЗРВ) и войск ПВО, которые недавно были переименованы в войска воздушно-космической обороны (ВКО)?
- В настоящее время в соответствии с государственной программой вооружения до 2015 года ведется работа по оснащению бригад ВКО перспективной зенитно-ракетной системой ( ЗРС) С-400. Потребность в закупке данных систем в настоящее время больше, чем позволяют возможности промышленности. Поэтому до 2011 года в составе ЗРВ будет находиться чуть более десятка ЗРС С-400 на наиболее важных направлениях. В перспективе их количество будет увеличено. К тому же ведется разработка зенитно-ракетного комплекса следующего поколения - С-500, который будет способен поражать объекты не только в атмосфере, но и в ближнем космосе.
Стоящая на вооружении техника будет постепенно модернизирована. В частности, ЗРС С-300ПМ мы модернизируем с 2000 года по программе "Фаворит" для повышения дальности поражения цели до 200 км и планируем переоснастить все имеющиеся комплексы. С 2010 года наряду с закупкой средств ЗРС С-400 будет осуществляться закупка зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С". В результате реализации государственной программы вооружения к 2016 году в боевом составе ЗРВ Военно-воздушных сил будет насчитываться до 80% новых и модернизированных средств противовоздушной обороны.
Генерал-майор и профессор
Олег Вениаминович Бармин, генерал-майор, доктор технических наук, профессор. Родился 7 июня 1961 года в поселке Монино Московской области. В 1983 году окончил Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Я. Алксниса с золотой медалью, в 1987 году - Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, в 1991 году - адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, в 2003-м - Российскую академию государственной службы при президенте РФ. В Вооруженных силах - с августа 1978 года, служил на различных должностях от помощника ведущего инженера-испытателя до начальника научно-исследовательского испытательного управления Государственного летного испытательного центра Минобороны в Ахтубинске. В феврале 2005 года был назначен заместителем начальника вооружения ВВС по заказам, поставкам, эксплуатации и капитально-восстановительному ремонту авиационной техники и вооружения. С мая сего года временно исполняет обязанности начальника вооружения Военно-воздушных сил. Награжден орденом "За военные заслуги" и 12 медалями. Женат. Воспитывает двух сыновей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться