Коммерсантъ - Хабаровск
21 августа 2009, 11:17
Иркутский авиазавод перешел в учебно-боевой режим
Иркутский авиационный завод приступил к серийной сборке учебно-боевых самолетов Як-130
Директор по персоналу ИАЗа Сергей Полещук вчера сообщил, что завод начал серийную сборку Як-130. Для авиазавода это новый вид продукции - до последнего времени ИАЗ производил многоцелевые самолеты Су-30 в различных модификациях и самолеты-амфибии Бе-200. Пакет заказов на Су-30 сформирован до 2014 года, а сборку Бе-200 ИАЗ сейчас передает на ТАНТК им. Г. М. Бериева. В "Иркуте" называют Як-130 продукцией на перспективу, так как учебно-боевой самолет, наряду с разрабатываемым сейчас пассажирским лайнером МС-21, должен, по решению "Объединенной авиастроительной корпорации", в которую входит "Иркут", стать основой производства ИАЗа после 2015 года.
Як-130 разработан ОКБ им. Яковлева и предназначен для обучения и совершенствования навыков пилотов, летающих на Су-30, МиГ-29, F 16. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями и способен нести до 3 т боевой нагрузки. Максимальная дальность полета Як-130 без дополнительных баков - 2 тыс. км, практический потолок - 12,5 км, максимальная скорость - 1 тыс. км/ч. Як-130 начали собирать в 2006 году на нижегородском авиазаводе "Солол". Корпорация "Иркут" контролируется Объединенной авиастроительной корпорацией. Чистая прибыль "Иркута" за 2008 год - 315,7 млн руб.
Облет первого Як-130, собранного на иркутском заводе, состоится в конце августа, сообщил Сергей Полещук. В конце года ИАЗ начнет отправку самолетов первому заказчику - ВВС Алжира. В рамках подписанного в 2007 году с этой страной контракта "Иркут" поставит в Алжир 16 учебно-боевых машин. Стоимость Як-130 в "Иркуте" не называют, ссылаясь на коммерческую тайну. "Як-130 дешевле Су-30 в эксплуатации", - отметил лишь Сергей Полещук. По оценкам аналитиков "Тройки Диалог", один Як-130 может стоить $10-15 млн в зависимости от комплектации, цена на Су-30 начинается с отметки $50 млн.
ИАЗ также рассчитывает, что в перспективе получит контракт на поставку Як-130 для ВВС России. Накануне на авиасалоне МАКС военные сообщили, что сейчас обсуждается контракт на поставку ВВС 60 учебно-боевых машин, но сначала Минобороны намерено получить 12 Як-130, которые сейчас собираются на ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол". Самолет собирается в Нижнем Новгороде в рамках распределения ОАК заказов между российскими заводами, но, по словам источника "Ъ" в авиастроительной корпорации, контракт для Минобороны на Як-130, скорее всего, в будущем полностью передадут на сборку на ИАЗ, так как этот завод имеет более современное техническое вооружение и лучше "Сокола" подготовлен к его постройке
"Российский госзаказ на Як-130 - это основа бизнеса "Иркута" с ИАЗом. Есть вероятность, что в будущем самолет будут покупать и за рубежом, даже в небольших партиях. Спрос на такую технику будет в тех странах, куда еще в советское время поставлялись самолеты, в том числе в Пакистане, Иране, Ираке. Их пилотам проще учиться и переучиваться на технике, построенной по принципам, сходным с советскими", - рассуждает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 19, 2025
Fox: в США разбился бизнес-джет Cessna 550
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска
