Время новостей
26 августа 2009, 10:58
Небесный чистильщик
Концерн ПВО "Алмаз-Антей" совместно с госпосредником - "Рособоронэкспортом" провели для потенциальных иностранных заказчиков презентацию нового комплекса противовоздушной обороны малой дальности "Тор-М2Э"
Полигон Капустин Яр назван по имени небольшой деревни неподалеку. Раньше он принадлежал исключительно ракетным войскам стратегического назначения. Здесь проводили стендовые испытания и запускали грунтовой колесный "Тополь" и "Тополь-М". В начале 90-х годов Капяр стал межвидовым и получил безликое название Знаменск. Какое знамя имелось в виду, так и осталось неясно.
Сейчас это довольно большой военный гарнизон с населением около 30 тыс. человек. Выгоревшая за лето степь утыкана многочисленными белыми столбами, поддерживающими ряды колючей проволоки. Тут и там желтые таблички с предупреждающими надписями, исполненными красным цветом. Железнодорожная одноколейка. На полустанках короткий состав из выцветших зеленых вагонов приостанавливается, к нему спешат сменившиеся с дежурства военнослужащие многочисленных здесь обособленных объектов. Среди пассажиров степного экспресса много женщин в форме. На пути поезда не только полустанки - есть даже станция Узловая. И все это полигон Капяр.
...Стреляющая машина замерла на боевой позиции в полукилометре от смотровой площадки. Установка для запуска мишеней, которая представляет собой основательно переоборудованный комплекс "Оса", где-то в 15-20 км от нас. Прибывают доставленные из Москвы самолетом иностранные гости. Со многими из них представители нашей оборонной промышленности уже встречались и на выставках, и в их странах. Часть государств уже приобрела комплексы "Тор" более ранних модификаций. Предыдущий комплекс вооружен теми же ракетами, что и на модернизированном, это оптимизирует возможные закупки. Особенность "Тора" в том, что он закрывает инфраструктуру, конкретные объекты боевого управления на последнем этапе, если не достигли цели комплексы большой и средней дальности, и выполняет тем самым роль "чистильщика".
Как правило, иностранные гости не хотят афишировать свой интерес к "Тору", поэтому для пользы дела называть их не станем. Да и россиянам это ни к чему: прознают могущественные конкуренты и окажут давление на руководство той страны - у России не покупать. Скажем лишь, что в астраханскую степь приехали представители семи государств с разных континентов.
В зале под смотровой площадкой, где проходит презентация комплекса, стоит гул, поскольку трудятся одновременно несколько переводчиков. У некоторых стран, особенно это характерно для Латинской Америки, систем ПВО нет вообще. Есть лишь зенитные орудия и переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) "Игла" российского производства. Но для нормального прикрытия важных объектов с воздуха требуется минимум 8-12 комплексов, таких, как "Тор". Нет у этих стран и специалистов противовоздушной обороны, в чем Россия также сможет помочь.
"Тор-М2Э" - машина сложная. Приходящий на завод регулировщик, человек с высшим образованием, три первых года просто "носит приборы", не понимая до конца, какие там процессы происходят. И только потом может самостоятельно настраивать аппаратуру. Машина способна работать автономно. Она оснащена аппаратурой глобального позиционирования ГЛОНАСС-GPS, у нее коробка-автомат, даже кондиционер собственного, "купольского", изготовления.
И вот наступает "момент истины". Запущены четыре мишени "Саман". "Тор-М2Э" автоматически обнаруживает цели, сопровождает их, вырабатывает алгоритм и определяет приоритет в уничтожении целей. С интервалом две секунды "Тор-М2Э" пускает четыре ракеты.
Подбрасываемая мощным пороховым зарядом, ракета на сотую долю секунды застывает, как бы в раздумье, куда полететь, но включившийся маршевый двигатель непостижимо резко влечет ее в сторону и вверх. И через считанные секунды на фоне фиолетового предгрозового неба вспухают один за другим четыре круглых разрыва - ракета перехватила другую ракету, цели поражены.
Почему-то в этот момент мне припомнилась история, как американцы, желая преподнести конгрессу США положительные результаты испытаний системы национальной ПРО, устанавливали на цель - баллистическую ракету радиомаячок. В результате противоракета наводилась точно. А нельзя ли и здесь, в небе над астраханской степью, сделать так, чтобы "Саман" в случае промаха самоликвидировался?
"Нельзя, - говорит мне заместитель генерального директора предприятия "Авитек" - изготовителя ракет для "Тора" Марк Гозман, - в обломках мишени обязательно находят следы от осколков ракеты-перехватчика, а часто и сами осколки". Так что не подделаешь. Да и зачем - рано или поздно подвох обнаружится, и репутации предприятия будет нанесен непоправимый ущерб. А это потерянные миллионы долларов.
Суровые лица гостей из радикальной исламской страны озаряют буквально детские радостные улыбки. "Этим комплексом мы свою страну защитим от вражеских ракет", - прямо написано на них. Тем не менее во время встреч с заказчиками из мусульманских стран Марка Израилевича Гозмана коллеги по концерну по понятным причинам начинают дружно называть Марк Иванович. Хотя г-н Гозман побывал в Иране в прошлом году на презентации "Тора", и с визой у него проблем не было.
Только на торжественном ужине по случаю удачных стрельб узнаю, что название комплекса "Тор" происходит не от имени скандинавского бога войны, а от термина "баранка". В том смысле, что пусковая установка в центре, а все вокруг представляет собой секторы обстрела. Возможно, это одна из версий, но вот если выстроить в хронологии предыдущие комплексы, можно увидеть некую "геометрическую закономерность" - раньше комплексы назывались "Круг", "Куб", "Квадрат", а теперь еще и "баранка". Хотя ведь это тоже круг.
Общаясь с оборонщиками, узнаешь много интересного и даже забавного. Жаль, что о многом из услышанного писать нельзя. Разве что эзоповским языком. Вот, например, как иностранным заказчикам присваивают шифры, которые затем идут в многочисленных, в том числе секретных, документах. Возможно, разведки мира бьются над этим, а все очень просто. Одна из стран получила свой шифр по номеру комнаты, где шли переговоры. Как говорят знающие люди, и цифры, означающие регионы на номерах автомобилей, придумали бухгалтеры. Например, московский регион 77 означал номер комнаты с кассой. Часто цифры возникают из соображений секретности. Например, автомобильный номер региона стреляющей машины "Тора" не соответствует астраханской "тридцатке".
Рассказывают, как во время презентации "Тора" в одной мусульманской стране русский механик чрезвычайно крепкого сложения не поладил с местным майором, который испытывал комплекс на ходу. Все хотелось майору "взять" неприступный бархан, к тому же нажимал он на кнопки, на которые нажимать инструкцией в этой ситуации категорически запрещалось. Потом в объяснительной записке механик написал примерно так: "...И майор почему-то оказался на песке". Сделка едва не была сорвана.
На этот раз сделок не было. Но уверенный шаг к ним, несомненно, сделан....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов