О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лизинг не может решить проблемы авиастроения

О наиболее острой проблеме российской авиастроительной отрасли рассказывает Борис Рыбак, директор консалтинговой компании "Инфо-МОСТ", консультирующей ряд крупных иностранных и российских авиаперевозчиков и авиапроизводителей.
Постоянные разговоры о том, что возрождению российской авиационной промышленности препятствовало исключительно отсутствие эффективных систем лизинга, - главная причина того, что отрасль не может выйти из коматозного состояния. Сейчас механизм создан, но я не думая, что это решает проблему. Авиапромышленность действительно находится в очень сложном состоянии потому, что она огромна, она была создана в совершенно другой стране, для массового выпуска авиатехники. И реальных попыток трансформировать эту промышленность, созданную в другой стране для решения других задач, по сути дела, не принималось. Вот корень всех проблем.
В советские времена был единственный вариант: промышленность получала от государства деньги, разрабатывала и строила самолеты и передавала их авиакомпаниям. Авиакомпании в убыток себе осваивали новую технику и возили пассажиров, но все покрывалось за счет госдотаций. Сейчас на все это денег нет. И все же попытки предпринимаются. В федеральной программе "Развитие гражданской авиатехники в 2002-2010 годы и на период до 2015 года", принятой в августе, как раз предусматривается поддержка всех заводов и КБ в размере 150 млрд. рублей. Их них бюджетные средства не превышают 31 млрд. рублей, а остальные должны поступить из внебюджетных источников, включаю частных инвесторов.
Одна попытка частного инвестирования у нас уже была, и "Ъ" о ней рассказывал - имеется в виду инвестирование 2 млрд. рублей холдингом "Новое содружество" в ульяновский "Авиастар". Был и результат - инвестор просто ушел с завода, так как не были выполнены условия договора по инвестиционному соглашению. Я не думаю, что после этого частники побегут с деньгами на заводы.
В России сейчас пять авиазаводов в Ульяновске, Воронеже, Самаре, Саратове и Казани. И все практически простаивают. Чтобы платить зарплату, погашать счета за тепло, энергию, да еще проводить платежи в местные и федеральные бюджеты, каждому из них нужно $30-40 млн. в год. Это только чтобы просто существовать. Боюсь, что если в рамках федеральной программы какие-то деньги в отрасль и придут, они провалятся в черную дыру.
Лизинг не может решить проблемы авиастроения. Необходима целевая господдержка определенных самолетостроительных программ. Авиационщики этому возмутятся, но я скажу - на всех денег не хватит, значит, надо исключить из списка поддержки лишние предприятия, то есть провести реструктуризацию отрасли. Звучит жестоко, цинично, но другого выхода нет.
Счастье, что нашлись несколько лизинговых компаний, но поднять отрасль они не могут. Правда, благодаря их деятельности есть некоторая надежда на то, что авиазаводы, задействованные в лизинговой цепочке, начнут наконец обращать внимание на потребителей, то есть авиакомпании.
Если просмотреть всю цепочку - от разработки, производства и до эксплуатации авиационной техники, то в конечном счете деньги в гражданской авиации зарабатываются авиакомпаниями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка