Красная звезда
4 сентября 2009, 11:14
Русские соколы
4 сентября 1914 года, ровно 90 лет назад, из гражданского летно-технического состава школы Всероссийского аэроклуба был сформирован Особый авиационный отряд
В начале 1915 года был создан второй истребительный авиаотряд, предназначенный для охраны ставки Верховного главнокомандующего от нападения с воздуха.
Окончательное оформление истребительная авиация в качестве отдельного рода авиации получила в России только в середине войны - с выходом в свет приказа начальника штаба Верховного главнокомандующего № 918 от 20 июля 1916 года об изменении штата корпусного авиаотряда путем введения в его состав истребительного отделения двухсамолетного состава. Это было сделано благодаря обращению великого князя Александра Михайловича в Ставку с докладом, в котором он обосновал необходимость создания истребительной авиации. Этот день может считаться днем окончательного формирования истребительной авиации русской армии.
В 1916 году сформированы 12 истребительных авиаотрядов - по одному на полевую армию. Позднее были созданы фронтовые истребительные отряды (боевые авиагруппы).
Русские летчики-истребители воевали преимущественно на самолетах французской конструкции, часть которых производилась на российских самолетостроительных заводах. В 1915 году появляется первый истребитель отечественной конструкции, разработанный русским авиаконструктором Игорем Сикорским (1889—1972, США) - С-16сер. Это был первый истребитель в России, оснащенный синхронизатором для стрельбы пулеметами через лопасти вращающихся винтов.
Большую роль в развитии императорского военно-воздушного флота тогда играл великий князь Александр Михайлович, который еще до войны был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии стал шефом русской военной авиации. На момент начала войны Россия имела 263 самолета (вторая по силе авиационная держава после Германии). К концу 1917 года в боевых действиях со стороны России участвовало около 600 самолетов в сухопутных войсках и 150 гидросамолетов в морской авиации.
Несмотря на резко возросшее в годы войны число аэропланов в армиях Германии и Австро-Венгрии, императорский военно-воздушный флот России сумел не допустить доминирования неприятельской авиации в воздухе. Даже противники были вынуждены признавать бесстрашие русских авиаторов. Одна из австро-венгерских газет писала в дни Первой мировой войны: "Было бы смешно с неуважением говорить о русских летчиках. Русские летчики опаснее как враги, нежели французы. Русские летчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность, как и у французов, но в воздухе русские летчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик был и остается страшным противником".
Россия имела в истребительной авиации 28 асов. В Первую мировую войну ими считались летчики, сбившие не менее 5 неприятельских аэропланов.
Наибольшее число побед из российских летчиков одержал командир 1-й боевой авиагруппы Юго-Западного фронта подполковник Александр Казаков (1889—1919 гг.) - 17, а с учетом сбитых самолетов, упавших на территорию, занятую противником, и считавшихся неподтвержденными - 32. Сражаясь в составе 4-го корпусного авиаотряда, 1 апреля 1915 года он уничтожил таранным ударом немецкий самолет и благополучно вернулся на свой аэродром (второй по счету таран в истории русской авиации).
Среди других русских асов - командир 2-й боевой авиагруппы Западного фронта штабс-капитан Евграф Крутень (1890—1917), на счету которого, по различным источникам, от 7 до 15 самолетов противника; командир 19-го корпусного авиаотряда штабс-капитан Петр Аргеев (1887—1922, Чехословакия) - 15, в том числе 9 на франко-германском фронте. Поручик Иван Смирнов (1895—1956, Майорка) сбил 12 самолетов, штабс-капитан Борис Сергиевский (1888—1971, Нью-Йорк) - 11 самолетов и 3 аэростата.
Летчик Евграф Крутень известен также своими оригинальными разработками удачных приемов воздушного боя. В частности, он рекомендовал осуществлять атаку с преимуществом в высоте, проходить со стороны солнца в 50—100 метрах ниже противника, затем делать крутой боевой разворот и заходить ему в "хвост". Огонь русский ас открывал с самой короткой дистанции - около 15 метров.
Известно также, что ас австро-венгерской авиации обер-лейтенант Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед) трижды вступал в воздушные поединки с штабс-капитаном Крутенем и каждый раз был вынужден первым выходить из боя, опасаясь быть сбитым.
Известность в русской авиации получил также командир 11-го авиаотряда штабс-капитан Петр Нестеров, который 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года на Юго-Западном фронте около городка Жолква (нынешняя Львовская область) впервые в практике боевой авиации, применив таран, сбил австро-венгерский самолет, который осуществлял разведывательный полет. К сожалению, в том воздушном поединке Нестеров также погиб.
В историю императорского военно-воздушного флота вошел и морской летчик лейтенант Александр Прокофьев-Северский (1894 —1974, Нью-Йорк). В 1915 году он был ранен, и ему ампутировали правую ногу. Тем не менее, проявив огромное мужество, он сумел вернуться в небо. В 1916 году Прокофьев-Северский работал на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве конструктора. Однажды во время показательных полетов он без разрешения заменил недостающего летчика. Узнав об этом случае, император Николай II разрешил отважному авиатору вернуться в военную авиацию. К октябрю 1917 года Прокофьев-Северский провел 57 воздушных боев и сбил 13 самолетов противника.
После октябрьских событий 1917 года судьба многих русских летчиков-истребителей оказалась трагичной: кто погиб в период братоубийственной Гражданской войны, кто сгинул на чужбине. Имена многих асов Первой мировой в советское время были вычеркнуты из истории по идеологическим соображениям из-за их негативного отношения к новой власти. Но сегодня память о героях наконец постепенно возвращается к нам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции