О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

11 сентября для 11 авиакомпаний

В пятницу 11 сентября Росавиация будет решать судьбу десятка российских авиакомпаний, финансовое состояние которых вызывает у ведомства сомнение

В пятницу 11 сентября Росавиация будет решать судьбу десятка российских авиакомпаний, финансовое состояние которых вызывает у ведомства сомнение. Slon.ru стал известен список перевозчиков, руководители которых вызваны "на ковер". В нем есть и ведущие авиакомпании страны: "Сибирь", ГТК "Россия", а также обе "дочки" "Аэрофлота" - "Дон" и "Норд". Если они не смогут представить внятную программу по финансовому оздоровлению предприятий, то их накажут - как, буквально на прошлой неделе, калининградскую авиакомпанию "КД Авиа".

О том, что "КД Авиа" - не последняя в очереди на остановку полетов, в прошлую пятницу заявил глава Росавиации Геннадий Курзенков. Он же и проанонсировал намеченное на 11 сентября заседание сертификационной комиссии ведомства, где планируется проанализировать бизнес 11 авиакомпаний. Федеральные авиационные правила (ФАП) позволяют регулятору контролировать финансовое состояние перевозчиков и даже принимать жесткие меры к тем из них, кто хронически не платит по долгам. Отзыв сертификата эксплуатанта - самое суровое из наказаний для должников, потому и применяется в исключительных случаях. После печально известных пяти авиакомпаний, входивших в альянс "ЭйрЮнион" и прекративших полеты прошлым летом, "КД Авиа" - первый из крупных перевозчиков, столкнувшийся с этим.

Теперь ее судьбу вполне могут повторить участники заседания сертификационной комиссии в Росавиации. Согласно "пригласительной" телеграмме Курзенкова, на мероприятии ждут "Сибирь", ГТК "Россия", "Вим-Авиа", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Владивосток-авиа", "Сахалинские авиатрассы", Мирнинское авиапредприятие, "Московию", "Космос" и "Татарстан". В документе говорится, что их представителям необходимо "при себе иметь документальную информацию по финансово-экономическому состоянию…, а также данные по текущей и просроченной кредиторской задолженности с указанием общей суммы задолженности, задолженности перед персоналом, по налогам и сборам, перед поставщиками и подрядчиками… Быть готовыми доложить планы мероприятий по улучшению финансово-экономического состояния авиакомпаний".

Росавиация неспроста внесла в список именно этих перевозчиков. О том, в каком положении находится их бизнес, ведомство отлично осведомлено и без особых заседаний. После того, как из-за миллиардных долгов рухнул "ЭйрЮнион", а его пассажиров развозили конкуренты, регулятору дали право перманентного мониторинга экономики авиакомпаний. Те ежемесячно отчитываются перед Росавиацией по специальной форме. А нынче время для такого мониторинга особенно подходящее: у всех авиакомпаний без исключения падают объемы перевозок и, соответственно, обороты, а заемные средства, без которых обычно не может обойтись отрасль, подорожали - у многих в такой ситуации может возникнуть желание прекратить платить по долгам. И если 11 сентября выяснится, что вызванные авиакомпании не имеют четких планов по выходу из кризиса, им придется покинуть бизнес или заметно сократить свое присутствие в нем. У кого больше всех шансов выйти сухим из воды?

Почти наверняка особо строгих мер не предпримут к авиакомпании "Сибирь". Ее выручат гигантские (по российским меркам) объемы бизнеса: это второй после "Аэрофлота" перевозчик страны. Остановка такого крупного игрока парализует отрасль - его пассажиров, в случае чего, не сможет обслужить даже группа авиакомпаний. И хотя о размерах долгов "Сибири" на рынке складывают легенды, она все же неплохо договаривается с кредиторами, реструктурирует облигационный заем и продолжает деятельность, открывая новые маршруты и принимая в парк новые самолеты.

То же самое можно сказать и о ГТК "Россия". Только вопрос ее судьбы, скорее, политический, и связан он не столько с текущим финансовым состоянием, сколько с обстоятельствами вхождения в создаваемую "Ростехнологиями" авиакомпанию "Росавиа". Сложно представить, что что-то произойдет и с "Владивосток-авиа" с "Сахалинскими авиатрассами". Им тоже, как и ГТК "Россия", предназначено вступить в "Росавиа", и это, похоже, их главный щит от возможного отзыва сертификатов эксплуатантов. Ведь тогда будущий конкурент "Аэрофлоту" лишится своего дальневосточного "крыла".

А вот с остальными фигурантами списка Курзенкова не все так просто. В необходимости существования "Аэрофлот-Дона" и "Аэрофлот-Норда" сомневалась даже материнская компания: их убытки ощутимо тянут вниз финансовую отчетность "Аэрофлота". Не очень хорошо идут дела и у "Вим-Авиа". Изначально она специализировалась на чартерных перевозках, но в последнее время из-за хронических задержек рейсов туроператоры один за другим стали отказываться от работы с ней. Исчезновение Мирнинского авиапредприятия, "Московии", "Космоса" и "Татарстана", даже вместе взятых, рынок вряд ли заметит. В любом случае, это будет не такой громкий и обсуждаемый уход со сцены, как уход той же калининградской авиакомпании "КД Авиа". Но все эти компании, естественно, постараются 11 сентября отстоять свое право остаться в воздухе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка