Slon.ru
11 сентября 2009, 09:48
11 сентября для 11 авиакомпаний
В пятницу 11 сентября Росавиация будет решать судьбу десятка российских авиакомпаний, финансовое состояние которых вызывает у ведомства сомнение
О том, что "КД Авиа" - не последняя в очереди на остановку полетов, в прошлую пятницу заявил глава Росавиации Геннадий Курзенков. Он же и проанонсировал намеченное на 11 сентября заседание сертификационной комиссии ведомства, где планируется проанализировать бизнес 11 авиакомпаний. Федеральные авиационные правила (ФАП) позволяют регулятору контролировать финансовое состояние перевозчиков и даже принимать жесткие меры к тем из них, кто хронически не платит по долгам. Отзыв сертификата эксплуатанта - самое суровое из наказаний для должников, потому и применяется в исключительных случаях. После печально известных пяти авиакомпаний, входивших в альянс "ЭйрЮнион" и прекративших полеты прошлым летом, "КД Авиа" - первый из крупных перевозчиков, столкнувшийся с этим.
Теперь ее судьбу вполне могут повторить участники заседания сертификационной комиссии в Росавиации. Согласно "пригласительной" телеграмме Курзенкова, на мероприятии ждут "Сибирь", ГТК "Россия", "Вим-Авиа", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Владивосток-авиа", "Сахалинские авиатрассы", Мирнинское авиапредприятие, "Московию", "Космос" и "Татарстан". В документе говорится, что их представителям необходимо "при себе иметь документальную информацию по финансово-экономическому состоянию…, а также данные по текущей и просроченной кредиторской задолженности с указанием общей суммы задолженности, задолженности перед персоналом, по налогам и сборам, перед поставщиками и подрядчиками… Быть готовыми доложить планы мероприятий по улучшению финансово-экономического состояния авиакомпаний".
Росавиация неспроста внесла в список именно этих перевозчиков. О том, в каком положении находится их бизнес, ведомство отлично осведомлено и без особых заседаний. После того, как из-за миллиардных долгов рухнул "ЭйрЮнион", а его пассажиров развозили конкуренты, регулятору дали право перманентного мониторинга экономики авиакомпаний. Те ежемесячно отчитываются перед Росавиацией по специальной форме. А нынче время для такого мониторинга особенно подходящее: у всех авиакомпаний без исключения падают объемы перевозок и, соответственно, обороты, а заемные средства, без которых обычно не может обойтись отрасль, подорожали - у многих в такой ситуации может возникнуть желание прекратить платить по долгам. И если 11 сентября выяснится, что вызванные авиакомпании не имеют четких планов по выходу из кризиса, им придется покинуть бизнес или заметно сократить свое присутствие в нем. У кого больше всех шансов выйти сухим из воды?
Почти наверняка особо строгих мер не предпримут к авиакомпании "Сибирь". Ее выручат гигантские (по российским меркам) объемы бизнеса: это второй после "Аэрофлота" перевозчик страны. Остановка такого крупного игрока парализует отрасль - его пассажиров, в случае чего, не сможет обслужить даже группа авиакомпаний. И хотя о размерах долгов "Сибири" на рынке складывают легенды, она все же неплохо договаривается с кредиторами, реструктурирует облигационный заем и продолжает деятельность, открывая новые маршруты и принимая в парк новые самолеты.
То же самое можно сказать и о ГТК "Россия". Только вопрос ее судьбы, скорее, политический, и связан он не столько с текущим финансовым состоянием, сколько с обстоятельствами вхождения в создаваемую "Ростехнологиями" авиакомпанию "Росавиа". Сложно представить, что что-то произойдет и с "Владивосток-авиа" с "Сахалинскими авиатрассами". Им тоже, как и ГТК "Россия", предназначено вступить в "Росавиа", и это, похоже, их главный щит от возможного отзыва сертификатов эксплуатантов. Ведь тогда будущий конкурент "Аэрофлоту" лишится своего дальневосточного "крыла".
А вот с остальными фигурантами списка Курзенкова не все так просто. В необходимости существования "Аэрофлот-Дона" и "Аэрофлот-Норда" сомневалась даже материнская компания: их убытки ощутимо тянут вниз финансовую отчетность "Аэрофлота". Не очень хорошо идут дела и у "Вим-Авиа". Изначально она специализировалась на чартерных перевозках, но в последнее время из-за хронических задержек рейсов туроператоры один за другим стали отказываться от работы с ней. Исчезновение Мирнинского авиапредприятия, "Московии", "Космоса" и "Татарстана", даже вместе взятых, рынок вряд ли заметит. В любом случае, это будет не такой громкий и обсуждаемый уход со сцены, как уход той же калининградской авиакомпании "КД Авиа". Но все эти компании, естественно, постараются 11 сентября отстоять свое право остаться в воздухе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
