О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Росавиация сотрясла воздух

Росавиация пригрозила отзывом лицензии сразу 11 перевозчикам, чье финансовое состояние вызывает серьезные опасения. У них есть две недели, чтобы подготовить бизнес-планы и решить, как избавиться от долгов

Росавиация пригрозила отзывом лицензии сразу 11 перевозчикам, чье финансовое состояние вызывает серьезные опасения. У них есть две недели, чтобы подготовить бизнес-планы и решить, как избавиться от долгов. Подобные проблемы есть почти у всех российских перевозчиков, говорят эксперты, и контрольными методами их не решить: долги рано или поздно придется взять на себя государству.

Банкротством и отзывом лицензии калининградской авиакомпании "КД Авиа" дело, похоже, не закончится. Российские авиационные власти всерьез решили взяться за финансовое оздоровление отечественных авиакомпаний. В пятницу Росавиация вынесла предупреждение сразу 11 перевозчикам. Среди них есть те, которые войдут в состав создаваемой "Ростехнологиями" и правительством Москвы "Росавиа": ГТК "Россия", "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы". Проблемы нашлись и у чартерной "ВИМ-Авиа", и у двух "дочек" "Аэрофлота" - "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд". В числе компаний, чье финансово-экономическое состояние рассматривалось в пятницу на заседании сертификационной комиссии Росавиации, также несколько региональных авиакомпаний - "Космос", SkyExpress, "Московия", "Татарстан", "Мирнинское АП".

Как стало известно "Газете.Ru", на комиссии были выслушаны доклады перевозчиков. Речь шла о нынешнем состоянии, текущих задолженностях, бизнес-планах авиакомпаний. "В результате анализа финансового состояния авиакомпаний, имеющих задолженность по операционной деятельности, в Пенсионный фонд Российской Федерации, за аэронавигационное обслуживание, перед кредитными организациями им вынесены предупреждения и даны рекомендации по устранению выявленных нарушений", - говорится в сообщении Росавиации. Правда, о каких суммах долгов идет речь, в Росавиации не уточнили. Регулятор лишь дал понять, что положение этих компаний не такое тяжелое, как "КД Авиа", которая инициировала банкротство и прекратила обслуживание пассажиров.

По сведениям "Газеты.Ru", уже в начале октября названные авиакомпании снова будут приглашены в Росавиацию с внятными докладами и бизнес-планами, также на это заседание могут попасть "Сибирь" и "Трансаэро".

Пока в своих комментариях попавшие под обструкцию авиакомпании очень осторожны. Официально на требования Росавиации отреагировала только "ВИМ-Авиа". По итогам заседания авиакомпания распространила сообщение, где указывает, что "условия деятельности авиакомпаний были признаны удовлетворяющими требованиям авиавластей". "Бизнес-план авиакомпании на период осенне-зимней навигации изменениям подвергаться не будет, - говорится в пресс-релизе. - В частности, финансовое положение "ВИМ-Авиа" было признано стабильным". Авиакомпания даже нашла повод похвалиться: "ВИМ-Авиа" была отмечена как единственная авиакомпания в России, парк которой, состоящий из воздушных судов Boeing 757-200, находится в полной собственности перевозчика". Как говорят эксперты, наиболее проблемная авиакомпания из всех вошедших в список - ГТК "Россия". "Она должна "Сибнефти" и "Газпромнефти", "Роснефти" и аэропорту "Пулково", Газпромбанку и ВТБ", - говорит источник "Газеты.Ru" близкий к авиакомпании.

"Все эти увещевания Росавиации - что мертвому припарка. Проблемы перевозчиков административными способами не решаются,

- говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Очевидно, что большинство, если не все российские авиакомпании в смысле долговой нагрузки находятся в катастрофическом состоянии. Ни одна авиакомпания из операционных денег долги отдать не сможет в принципе". По мнению экспертов, вопрос состояния воздушного парка, как и в октябре прошлого года, зависит исключительно от выполнения антикризисных правительственных мероприятий. "К сожалению, большинство из того, что могло бы помочь из плана премьер-министра Владимира Путина, выполнено не было. Например, госгарантии по кредитам авиакомпаний. Отсрочки таможенных платежей по лизингу техники на шесть месяцев тоже, по сути, не действует", - говорит Рыбак.

Премьер Путин распорядился выделить средства из бюджета для спасения "КД Авиа", но деньги до компании так и не дошли.

"Зато за этот год наши перевозчики смогли привлечь несколько коммерческих кредитов на совершенно зверских условиях, - добавляет эксперт. - Хотя тут уже непонятно, что лучше: брать или не брать".

Вот и Минтранс составил антикризисный план. Контрольные меры в нем есть, и они худо-бедно выполняются, а тех, которые реально улучшили бы жизнь перевозчикам, нет, поэтому и долги нарастают, говорят эксперты.

При этом долги "КД Авиа", так же как и AirUnion, похоже, никто компенсировать не собирается. Власти Калининградской области уже заявили о намерении создать нового регионального перевозчика. "Всю вину возложили на неэффективный менеджмент. А на деньги, которые должны были выделить в помощь, создадут новенькую авиакомпанию, - констатирует Рыбак. - Надеюсь, что все-таки этого не произойдет. Иначе доверие у людей упадет окончательно".

Эксперты надеются, что у Росавиации "хватит ума не останавливать деятельность перевозчиков". Если лицензий лишатся сразу несколько перевозчиков, не исключено, что возникнет серьезный дефицит провозных мощностей. В ситуации с "КД Авиа" и AirUnion, когда на рынке наблюдался, по сути, коллапс, пассажиры были подхвачены авиакомпаниями, у которых дела получше - "Аэрофлотом", "Трансаэро". Но и их возможности не безграничны.

Правительству рано или поздно придется заплатить $2-3 млрд долгов за должников, считают эксперты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка