АвиаПорт.Ru
15 сентября 2009, 07:11
В.Аверьянов: "Профессия военного летчика не умрет"
Полетам Вячеслава Аверьянова не раз рукоплескали зрители на международных выставках в Фарнборо, Париже, Бангалоре, Джакарте, Лиме, Дубае. 15 сентября Герою России, кавалеру ордена Мужества, заслуженному летчику-испытателю Вице-президенту Корпорации "Иркут" по летным испытаниям В.Аверьянову исполняется 50 лет
В 2001 году "за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники", В.Аверьянову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
Полетам Вячеслава Аверьянова не раз рукоплескали зрители на международных выставках в Фарнборо, Париже, Бангалоре, Джакарте, Лиме, Дубае. Решивший лично опробовать самолет в воздухе главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис после завершения ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восторге, заявив "Су-30МКИ - превосходный самолет! Ничего подобного в своей жизни я не видел!" На МАКС-2005 Вячеслав Аверьянов был признан лучшим летчиком авиасалоне. За него проголосовали зрители.
15 сентября 2009 г. Герою России, кавалеру ордена Мужества, заслуженному летчику-испытателю Вице-президенту Корпорации "Иркут" по летным испытаниям Вячеславу Аверьянову исполняется 50 лет. Накануне "АвиаПорту" посчастливилось задать юбиляру несколько вопросов.
- Что привело Вас в авиацию?
- Еще когда учился в школе, я захотел стать летчиком. После окончания школы поступил в Ейское высшее авиационное училище летчиков. Книги и фильмы, вероятно, сыграли тут главную роль.
- Испытатель, наверное, вершина в карьере, мечта каждого летчика. Как Вы стали летчиком-испытателем?
- Многие военные летчики стремятся стать испытателями. Стремятся, порой, долгие годы. Но не у каждого это получается, по ряду причин не всегда выходит. То не отпускают, то набора нет, то не проходят... Мне повезло. Полку, где я служил, предложили подобрать двух кандидатов на поступление в Школу летчиков-испытателей. Выбрали четверых, поехали двое, поступил я один.
- Для летчика-испытателя видимо, необходимы какие-то особенные качества?
- Конечно. Это и определенный уровень подготовки, и здоровье. Тогда брали летчиков только первого класса. Безусловно, важны уровень знаний и летной подготовки, важно "чувствовать" машину.
- Ну и, наверное, желание?
- Это в первую очередь!
- Какой самолет в вашей богатой летной практике запомнился, полюбился больше остальных?
- Конечно Су-30МКИ. У каждого летчика есть свои любимые самолеты. Это связано с разными мотивами. В юности, например, запоминается первая серьезная машина, первое мужское дело. В Ейске мы летали на истребителе-бомбардировщике Су-7. Очень серьезная машина. Сейчас я нередко задаю себе вопрос: как по сути мальчишки могли на нем успешно летать? По нынешним временам - достаточно сложный самолет.
Самолет Су-27, превосходный по своим летным качествам - следующая любовь.
Сегодня - Су-30МКИ. Эта машина создана на базе Су-27, она позволяет очень легко и много делать. Мечта! Когда наши военные летчики полетали на нем, они сказали: это тот самолет, который нам нужен. Заместитель главкома ВВС Индии просто сказал: "Спасибо вам за этот самолет". По-моему, сегодня это лучший истребитель в мире.
- А на каком самолете Вам хотелось бы полетать в будущем?
- Если просто полетать... возможно, на Су-35, или на Т-50. Но это машины завтрашнего дня, а на сегодняшний момент Су-30МКИ - лучший.
- На самолете Су-7 никакого искусственного интеллекта не было. Сейчас есть стремление максимально автоматизировать самолет, чтобы он многие задачи решал за летчика. Как Вы думаете, профессия военного летчика может "умереть" когда-то?
- Я думаю нет, этого не случится. Машина делает то, что в нее закладывают конструкторы. Алгоритм - и все. Но есть вещи, ситуации, которые можно решить нестандартно. Для того и нужен человек, его ум, который способен решать ситуацию нестандартно. Летчик все равно находится на уровне техники. Не может быть так, что техника четвертого поколения, а уровень летчика на уровне техники второго поколения. Летчик тоже развивается вместе с техникой и знает, на что она способна, какие в нее заложены алгоритмы. Естественно, он может "обмануть" машину, навязать ей свое решение ситуации. Мы проверяли это на компьютерах.
- Вы много выступали на выставках, на авиасалонах. Сложно летать, кода на Вас смотрят тысячи зрителей?
- Кода летчик подготовлен, все отработано, особых нюансов нет. Конечно, в любом полете присутствует определенная доля волнения. Но если все отработано... Особенно если летчик опытный, и делал это много раз. А испытательные полеты по степени сложности бывают самими разными. Если испытательный полет связан с новыми режимами, с чем-то неизвестным, то ощущения совсем другие. Да, все рассчитывается, моделируется, но всегда приходится сталкиваться с неизвестным. На то он и испытательный полет.
- А нынешних мальчишек что может сегодня привести в авиацию? Что нужно для этого сделать?
- Нужно поставить воспитание молодежи хотя бы на тот уровень, который был во времена Советского Союза. Разные кружки, технические и модельные, реклама и пропаганда военно-технических видов спорта. Немаловажную роль в таком воспитании играют авиационные праздники с показом авиационной техники, в частности авиасалоны в Жуковском. Необходимо развивать сеть аэроклубов, причем не только спортивной, но и малой авиации. Авиация - дело для настоящих мужчин, и если дать мальчишкам возможность понять, почувствовать полет, они обязательно в авиацию пойдут.
...Своего сына Вячеслав Аверьянов воспитал правильно. Летчик-испытатель второго класса Евгений Аверьянов летает с ним в одном небе. Пусть же оно всегда будет безоблачным!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции