Финансовые Известия
16 сентября 2009, 11:12
Росавиация испытает на прочность
Федеральное агентство воздушного транспорта недовольно финансовым состоянием 10 российских авиаперевозчиков
Проверка коснется авиаперевозчиков, которые не входят в первую десятку компаний РФ. По словам руководителя Росавиации, если эти авиакомпании не предъявят бизнес-планов своего развития, Росавиация будет постепенно прекращать их деятельность. Не исключено, что будут внесены ограничения в сертификат эксплуатанта с зимнего расписания либо воздушное ведомство примет решение о приостановке его деятельности. Официальный представитель Росавиации сообщил "Финансовым Известиям", что ведомство наделено функциями по мониторингу финансового состояния компании. Перевозчики, имеющие экономические проблемы - задолженность перед персоналом, перед аэропортами, топливными заправщиками, - будут приглашены на сертификационную комиссию для определения соответствия сертификационным требованиям. "Если комиссия найдет какое-либо несоответствие сертификационным требованиям, то может принять решение об ограничении действий сертификата эксплуатанта или вовсе его аннулировать", - сообщил представитель ведомства.
Напомним, что в декабре 2008 года, сразу после летних событий с задержками рейсов компании Air Union, Росавиация подготовила ряд поправок в федеральные авиационные правила с целью сократить количество задерживаемых рейсов, которые и были введены в действие. Как сообщали тогда в агентстве, все авиакомпании должны быть классифицированы по степени финансовой надежности. Для этого будет проводиться финансовая проверка перевозчиков, по результатам которой Росавиация сможет приостанавливать полеты и даже лишать авиакомпании сертификатов эксплуатанта.
Сейчас масла в огонь подлила история с "КД-Авиа". Росавиация 14 сентября 2009 г. аннулирует сертификат эксплуатанта авиакомпании "КД Авиа", общий убыток которой на сегодняшний день составляет около 14 млрд руб. 4 сентября стало известно, что "КД Авиа" инициирует процедуру собственного банкротства. Помимо работы сертификационной комиссии Росавиация затребовала от руководителей межрегиональных территориальных органов ведомства и авиакомпаний предоставлять ей информацию по всем авиационным событиям и задержкам выполнения рейсов более трех часов с указанием причин задержки и принимаемых мер. Ответственность за точность и своевременность представляемых сведений возложена на руководителей авиакомпаний и аэропортов. "Единственный минус состоит в том, что у Росавиации нет эффективного инструмента мониторинга ситуации на рынке авиаперевозок, ведь проблемы и Air Union, и "КД-Авиа" возникли не вчера, а значит, можно было их предотвратить", - отмечает эксперт департамента аудита "2К Аудит - Деловые консультации" Оксана Купряшина.
Участники рынка не берутся предсказать общее число авиакомпаний и итогов их проверки. Не говорят этого и в Росавиации. Не факт, что ведомство будет отзывать лицензии по итогам проверки. "Не исключен вариант, что ряду авиакомпаний будут вынесены предупреждения, дано время на исправление ошибок, но летать они продолжат", - считает ведущий Эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Под проверку могут попасть не просто компании с большой долговой нагрузкой, но и те, которые перевозят большое количество пассажиров или осуществляют рейсы в труднодоступные районы.
По мнению Оксаны Купряшиной, проблемы у мелких и средних авиаперевозчиков и создание холдинга "Росавиа" свидетельствуют об укрупнении российских авиакомпаний и консолидации сектора. Авиаперевозчики, испытывающие проблемы с рефинансированием долга, могут быть национализированы. В результате на рынке авиаперевозок может остаться четыре-пять крупных компаний, которые будут в той или иной мере связаны с государством. "В этом есть определенный плюс: компаниям будет проще привлекать финансирование на развитие и обновление парка воздушных судов, оптимизировать маршрутную сеть за счет поглощенных авиакомпаний. Однако стоимость авиабилетов в отсутствие конкуренции может значительно вырасти", - полагает аналитик. Что касается российских авиадискаунтеров, которые являются серьезными конкурентами для традиционных авиакомпаний, то единственным препятствием на пути их развития является протекционизм. В частности аэропорт "Пулково" не планирует пускать бюджетных перевозчиков в течение 6 лет и уделять больше внимания базовой авиакомпании города - ГТК "Россия". По этой же причине отечественные регулирующие органы противятся приходу европейских авиадискаунтеров: есть авиакомпании, предлагающие дешевые билеты в Россию, но им разрешено продавать билеты только в один конец, без вылета в Европу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 13, 2024
"Аэрофлот" с 16 июня начинает регулярные рейсы из Москвы в Элисту
Май 17, 2024
Туристам поменяли аэропорт и время вылета в Анталью
Май 17, 2024
Санкт-Петербург, Анталья и Сочи вошли в топ популярных направлений из Шереметьево в майские праздники
Май 17, 2024
Пассажиропоток поездов и автобусов "Аэроэкспресс" превысил 180 млн с момента их запуска