О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Росавиация испытает на прочность

Федеральное агентство воздушного транспорта недовольно финансовым состоянием 10 российских авиаперевозчиков

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) недовольно финансовым состоянием 10 российских авиаперевозчиков. Руководитель ведомства Геннадий Курзенков заявил, что сертификационная комиссия Росавиации 11 сентября планирует рассмотреть вопрос соответствия компаний сертификационным требованиям, в том числе по финансовым показателям. Скорее всего, Росавиация хочет усилить проверку некрупных участников рынка после событий с Air Union и "КД-Авиа". Эксперты полагают, что трудности у мелких и средних перевозчиков могут способствовать консолидации отрасли, в результате чего на рынке останется не больше пяти компаний. В надежности их услуг не придется сомневаться, но стоимость авиабилетов в отсутствие конкуренции может значительно вырасти.

Проверка коснется авиаперевозчиков, которые не входят в первую десятку компаний РФ. По словам руководителя Росавиации, если эти авиакомпании не предъявят бизнес-планов своего развития, Росавиация будет постепенно прекращать их деятельность. Не исключено, что будут внесены ограничения в сертификат эксплуатанта с зимнего расписания либо воздушное ведомство примет решение о приостановке его деятельности. Официальный представитель Росавиации сообщил "Финансовым Известиям", что ведомство наделено функциями по мониторингу финансового состояния компании. Перевозчики, имеющие экономические проблемы - задолженность перед персоналом, перед аэропортами, топливными заправщиками, - будут приглашены на сертификационную комиссию для определения соответствия сертификационным требованиям. "Если комиссия найдет какое-либо несоответствие сертификационным требованиям, то может принять решение об ограничении действий сертификата эксплуатанта или вовсе его аннулировать", - сообщил представитель ведомства.

Напомним, что в декабре 2008 года, сразу после летних событий с задержками рейсов компании Air Union, Росавиация подготовила ряд поправок в федеральные авиационные правила с целью сократить количество задерживаемых рейсов, которые и были введены в действие. Как сообщали тогда в агентстве, все авиакомпании должны быть классифицированы по степени финансовой надежности. Для этого будет проводиться финансовая проверка перевозчиков, по результатам которой Росавиация сможет приостанавливать полеты и даже лишать авиакомпании сертификатов эксплуатанта.

Сейчас масла в огонь подлила история с "КД-Авиа". Росавиация 14 сентября 2009 г. аннулирует сертификат эксплуатанта авиакомпании "КД Авиа", общий убыток которой на сегодняшний день составляет около 14 млрд руб. 4 сентября стало известно, что "КД Авиа" инициирует процедуру собственного банкротства. Помимо работы сертификационной комиссии Росавиация затребовала от руководителей межрегиональных территориальных органов ведомства и авиакомпаний предоставлять ей информацию по всем авиационным событиям и задержкам выполнения рейсов более трех часов с указанием причин задержки и принимаемых мер. Ответственность за точность и своевременность представляемых сведений возложена на руководителей авиакомпаний и аэропортов. "Единственный минус состоит в том, что у Росавиации нет эффективного инструмента мониторинга ситуации на рынке авиаперевозок, ведь проблемы и Air Union, и "КД-Авиа" возникли не вчера, а значит, можно было их предотвратить", - отмечает эксперт департамента аудита "2К Аудит - Деловые консультации" Оксана Купряшина.

Участники рынка не берутся предсказать общее число авиакомпаний и итогов их проверки. Не говорят этого и в Росавиации. Не факт, что ведомство будет отзывать лицензии по итогам проверки. "Не исключен вариант, что ряду авиакомпаний будут вынесены предупреждения, дано время на исправление ошибок, но летать они продолжат", - считает ведущий Эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Под проверку могут попасть не просто компании с большой долговой нагрузкой, но и те, которые перевозят большое количество пассажиров или осуществляют рейсы в труднодоступные районы.

По мнению Оксаны Купряшиной, проблемы у мелких и средних авиаперевозчиков и создание холдинга "Росавиа" свидетельствуют об укрупнении российских авиакомпаний и консолидации сектора. Авиаперевозчики, испытывающие проблемы с рефинансированием долга, могут быть национализированы. В результате на рынке авиаперевозок может остаться четыре-пять крупных компаний, которые будут в той или иной мере связаны с государством. "В этом есть определенный плюс: компаниям будет проще привлекать финансирование на развитие и обновление парка воздушных судов, оптимизировать маршрутную сеть за счет поглощенных авиакомпаний. Однако стоимость авиабилетов в отсутствие конкуренции может значительно вырасти", - полагает аналитик. Что касается российских авиадискаунтеров, которые являются серьезными конкурентами для традиционных авиакомпаний, то единственным препятствием на пути их развития является протекционизм. В частности аэропорт "Пулково" не планирует пускать бюджетных перевозчиков в течение 6 лет и уделять больше внимания базовой авиакомпании города - ГТК "Россия". По этой же причине отечественные регулирующие органы противятся приходу европейских авиадискаунтеров: есть авиакомпании, предлагающие дешевые билеты в Россию, но им разрешено продавать билеты только в один конец, без вылета в Европу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка