О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ФГИ нашел способ, как продать госимущество за бесценок

И ни один экономист мира не считает нормальной ситуацию, когда продавец пытается продать как можно дешевле. Вот яркий пример нелогичных действий с акциями компании "Аэросвит"

И ни один экономист мира не считает нормальной ситуацию, когда продавец пытается продать как можно дешевле. Если, конечно, речь не идет о нашей уникальной стране. Вот вам яркий пример нелогичных действий с акциями компании "Аэросвит".

Что пойдет с молотка

В этом году из-за финансового кризиса правительство не может полностью наполнить бюджет за счет налогов и сборов. Поэтому, чтобы сохранить социальные выплаты на прежнем уровне, приходится заимствовать за рубежом и распродавать госимущество. В этом нет ничего плохого - приватизация госпредприятий проходит ежегодно.

Основным распорядителем жалких остатков от крупных объектов народного хозяйства является Фонд госимущества Украины (ФГИ). А значит, все то, что готовилось к приватизации, должно быть реализовано по наиболее выгодной цене. Однако складывается впечатление, что и.о. председателя ФГИ Дмитрий Парфененко ведет себя не как эффективный госменеджер по продажам, а, наоборот, как рыночный покупатель, который всячески хает товар, чтобы сбить его цену.

Наглядным примером является ЗАО "Авиакомпания "Аэросвит", 22,394% акций которого принадлежит государству. Именно этот пакет было решено продать, о чем ФГИ письменно известил акционеров ЗАО 8 сентября 2009 года. Попробуем оценить реальную стоимость выставленного на продажу пакета акций. Во-первых, уже без малого десять лет "Аэросвит" является лидером среди украинских авиакомпаний по количеству пассажиров. Его маршрутная сеть состоит из более чем шестидесяти международных воздушных линий, связывающих Украину с тремя десятками стран. Компания сотрудничает с ведущими европейскими и мировыми авиакомпаниями, благодаря чему билеты на рейсы "Аэросвита" можно приобрести практически в любом уголке мира. То есть можно сказать, что эта компания - своего рода альтернатива "Международным авиалиниям Украины", "ключи" от остального мира. Причем, вероятно, даже более успешная.

Во-вторых, получив сертификат Международного аудита эксплуатационной безопасности, а также вступив в Ассоциацию европейских авиакомпаний (АЕА), "Аэросвит" стал ведущим в Украине сетевым перевозчиком. Имеет компания и весьма внушительный авиапарк, состоящий из самолетов Boeing 737 и 767, а также Ан-148. В планах - покупка еще 14 самолетов Boeіng 737-800 NG. В 2008 году "Аэросвит" увеличил объем перевозок пассажиров среди всех украинских компаний до 40,5%, а операционные доходы в 2008 году составили 3,134 миллиарда гривен. К активам "Аэросвита" стоит отнести также принадлежащий компании участок земли в Крыму в районе Фороса, который оценивается в 150 миллионов долларов.

И кто так считает?

Как видно из этих данных, акции такой компании должны котироваться высоко, да и процесс определения их цены не так прост. Однако нанятое Фондом госимущества ООО "Консалтинговая фирма "Остров" с этой задачей справилось довольно быстро и предложило продать государственный пакет акций (то есть четвертую часть компании) аж за… 17,003 миллиона гривен. Если считать по коммерческому курсу, то вся компания "Аэросвит" должна стоить около 9 миллионов долларов, что в 16 раз меньше цены одной лишь принадлежащей авиакомпании земли под Форосом.

Кто-то может сказать, достижения "Аэросвита" относятся к докризисному периоду, а сейчас уже не те цены, да и компания сократила объемы перевозок. Но, во-первых, по сравнению с другими конкурентами это падение не такое существенное, а по некоторым направлениям частота рейсов даже возросла. А во-вторых, если кризис повлиял на деятельность любой компании, зачем тогда ее продавать? Не лучше ли дождаться лучших времен?

Однако у ФГИ просматривается совершенно иная логика. Почему-то оценка пакета акций была сделана до собрания акционеров ЗАО "Аэросвит", на котором должен был рассматриваться вопрос о выплате дивидендов за 2007 год. Однако специалисты должны были знать, что акции всегда поднимаются в цене именно после выплаты дивидендов. Кроме того, оценка проводилась до завершения подведения итогов работы компании за третий, наиболее прибыльный квартал, и потому судить о реальных результатах финансовой деятельности "Аэросвита" и его рыночных позициях весьма затруднительно. Впрочем, даже не имея на руках реальных цифр, остальные участники рынка догадываются, что стоимость государственного пакета акций "Аэросвита" умышленно и существенно занижена. Некоторые из них уже предложили ФГИ купить этот пакет в два раза дороже, чем предложено первоначально. Однако ФГИ упёрто стоит на своем. Неужели приберегают "товар" для других покупателей?

Так бюджет не наполнить

Еще свежи в памяти попытки убрать с поста руководителя ФГИ Валентину Семенюк-Самсоненко, которая не спешила продавать государственное имущество только потому, что кому-то нужно срочно наполнить государственный бюджет. Однако выполнить важную задачу сокращения бюджетного дефицита, пользуясь принципами нового главы ФГИ, будет еще сложнее. Представьте себе, что вы послали своего подчиненного на рынок выгодно продать какой-то товар, а он берет и продает его за бесценок. Нормальный хозяин выгнал бы такого подчиненного в три шеи…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка