О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты построим сами

Если правительство снизит пошлины на комплектующие
Несмотря на требования главы "Аэрофлота" Валерия Окулова позволить российским авиаперевозчикам приобретать иностранные машины, отечественный авиапром полон решимости не пускать сюда иностранных конкурентов. Минтранс и "Росавиакосмос" выступили категорически против снижения пошлин на ввоз импортных самолетов. Окончательное решение примет правительство, но чиновники практически уверены в локальной победе отечественного авиапрома над Boeing и Airbus.
В России действует запретительная по своей сути пошлина на ввоз авиатехники (20% -ная пошлина плюс 20% НДС). Обойти ее авиакомпаниям удалось лишь раз. В 1998 г. "Аэрофлоту" и "Трансаэро" специальным постановлением правительства разрешили взять в лизинг самолеты Boeing и Airbus в обмен на обязательства закупить отечественную технику на сумму, втрое превышающую их стоимость. Это не было сделано, не были уплачены и оговоренные в постановлении пени (в общей сложности около $1 млрд.).
На основании постановления 1998 г. "Аэрофлот" и "Трансаэро" единовременно взяли в лизинг соответственно 16 и 8 иностранных машин. С 1998 г. отечественные производители - Воронежский, Казанский и Ульяновский заводы - собрали менее 10 машин. Авиаперевозчики заявляли о готовности покупать отечественные машины, однако отказывались вносить предоплату, из-за чего производители не могли выполнить заказ.
В начале 2001 г. бывший министр промышленности Александр Дондуков заявил о необходимости взыскать эти деньги с перевозчиков. Вместо этого в августе Михаил Касьянов подписал новое постановление, которым освободил "Аэрофлот" и "Трансаэро" от прежних обязательств. А как защищать отечественный авиапром - т. е. какие пошлины следует установить на ввоз авиатехники, - премьер поручил подумать "Росавиакосмосу" и Минтрансу.
В конце прошлой недели предложения были направлены в аппарат правительства. Их суть - оставить пошлины на готовые самолеты на нынешнем уровне. "Никаких льгот ни для кого быть не должно", - говорит источник "Ведомостей" в "Росавиакосмосе". Исключение составляют только маленькие легкомоторные самолеты, выполняющие роль воздушных такси, поскольку таких машин у нас пока не делают. "Как только у нас появятся аналоги, ставки пошлины можно будет пересмотреть", - говорит чиновник.
Заодно авиапром подсказал, как улучшить его положение: Минтранс и "Росавиакосмос" предлагают снизить ставки - с примерно 15% до 5% - на ряд комплектующих, использующихся для строительства отечественных машин, и оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Речь идет об авионике и аэронавигационном оборудовании.
В Минэкономразвития "Ведомостям" заявили, что пока не видели предложений, подготовленных "Росавиакосмосом" и Минтрансом. Чиновники предположили, что, скорее всего, пошлины останутся на прежнем уровне: в прошлом году в правительстве уже рассматривались предложения о снижении ставок на ряд комплектующих для авиатехники, но тогда эта идея не прошла.
Если авиапром добьется успеха и на этот раз, ему будет по-прежнему гарантирован спрос со стороны российских авиаперевозчиков. "Это [сохранение пошлин на нынешнем уровне] лишает нас возможности закупать качественную импортную технику, а пассажиров - летать на ней, - заявил "Ведомостям" заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Ни одна авиакомпания мира не может позволить себе переплатить за самолет 40% ". А по словам пресс-менеджера компании Boeing Виктора Аношкина, при существующем уровне таможенных пошлин эксплуатация российскими авиакомпаниями самолетов Boeing неэффективна.
Впрочем, и у авиаперевозчиков, и у иностранных производителей самолетов еще есть время пролоббировать снижение пошлин на готовые машины. Предложению Минтранса и "Росавиакосмоса" предстоит долгая процедура рассмотрения - документ должен пройти согласование с Минэкономразвития, ГТК и Минфином. После этого предложение обычно рассматривается на рабочей группе комиссии по защитным мерам во внешней торговле, а затем выносится на заседание самой комиссии, где и принимается окончательное решение. Весь этот процесс может занять несколько месяцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка