О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании получили подъемные от депутатов

Государственная дума приняла антикризисные законы по поддержке отечественных авиаперевозчиков

Авиакомпании получили отсрочку на полгода при уплате таможенных платежей на ввоз новых самолетов и комплектующих к ним. Также компании освобождены от внесения обеспечения по уплате этих пошлин.

Законопроект был разработан в правительстве страны и, по мнению министров, должен способствовать обновлению авиапарка российских перевозчиков в условиях кризиса современными самолетами.

"Обновление парка воздушных судов требует значительных финансовых затрат, что в условиях снижения объема авиационных перевозок и при сохранении высоких цен на топливо становится даже для устойчивых в экономическом отношении авиакомпаний практически невыполнимой задачей. Неотложное принятие мер поддержки авиакомпаний, в том числе в части предоставления отсрочки уплаты таможенных платежей в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, создаст условия реализации авиакомпаниями проектов обновления парка воздушных судов и, следовательно, обеспечит сохранение и развитие бизнеса авиационных перевозок", - сообщается в объяснительной записке к законопроекту.

Практически одновременно с голосованием парламентариев в Госдуме, на международной конференции "Крылья России" президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев заявил, что отрасль авиаперевозок в России оказалась на грани выживания. "Уровень модернизации отрасли неоправданно низок и многие авиакомпании уже в 2009 году остановят эксплуатацию российских воздушных судов. Номенклатура отечественного парка воздушных судов не пополняется. Механизм частных инвестиций не отработан", - сообщил Чибирев. По данным Ассоциации, деградация сети региональных и местных воздушных перевозок связана с тем, что государственные инвестиции сосредоточены лишь в нескольких аэропортах.

Бывший генеральный директор компании "Аэрофлот", заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов на той же конференции и вовсе предложил отменить таможенные пошлин на ввоз иностранных самолетов.

Чиновник заявил, что действующие на сегодняшний день антикризисные меры правительства на рынке авиаперевозок неэффективны. Например, предоставление авиакомпаниям государственных гарантий по кредитам должно было помочь перевозчикам, испытывающим недостаток оборотных средств, получить относительно дешевые кредиты. Но эта процедура требует в качестве условия выдачи госгарантий, чтобы авиаперевозчик самостоятельно гарантировал 50% суммы кредита.
"Большинство российских авиакомпаний не располагает активами, которые могут быть заложены по кредитам", - отметил Валерий Окулов, "средняя авиакомпания владеет, по сути, только выручкой от продажи билетов, находящейся в данный момент у нее в кассе. Офисами и воздушными судами она обычно пользуется на условиях аренды и в залог их обратить не может.

Заместитель министра предложил выдавать госгарантии авиакомпаниям на всю сумму кредита, без всякого залога. А также снизить ставки по банковским кредитам для авиакомпаний до 10% годовых.

Ситуация на рынке пассажирских авиаперевозок и в самом деле выглядит печально. По данным Росавиации, что в I полугодии 2009 года авиакомпании РФ снизили перевозки пассажиров на 18% в годовом выражении до 18,8 млн человек. Авиакомпании либо объявляют о банкротстве, либо о масштабных сокращениях. При этом самые крупные игроки на рынке получили в кризис финансовую помощь от государства на 32 млрд. руб., главным образом в виде компенсации затрат на лизинг самолетов и кредитов.

В течение 2009 года процедуру банкротства ввели в отношении нескольких региональных авиакомпаний. "КрасЭйр", "Дальавиа", "Омскавиа", "Сибавиатранс" и еще ряд региональных перевозчиков, входивших в альянс AiRUnion, АК "Самара", КД-Авиа.

На заседании сертификационной комиссии Росавиации 11 авиакомпаний, имеющие задолженности получили предупреждение о сокращении расходов. В число должников попали ГТК "Россия", дочерние компании "Аэрофлота" и дальневосточные перевозчики. ГТК "Россия" задолжала 6 млрд руб., 12 млрд руб. - "Атлант-Союз", долг "Сибири" превысил 9 млрд руб. В случае ухудшения экономических показателей эти компании могут лишиться сертификата эксплуатанта.

"Аэрофлот" объявил об увольнении 6 тысяч сотрудников. Первая волна сокращений уже началась - уволено около 500 работников, достигших пенсионного возраста. План по сокращению персонала предусматривает увольнение двух тысяч сотрудников в течение полугода - это составляет примерно 12-13 % от всей численности штата компании на сегодняшний день (15,5 тыс. человек). Затем, если экономические показатели компании не улучшаться, будут уволены еще 4 тыс. человек.

Возможно, изменение таможенного законодательства и поможет российским авиакомпаниям, но буквально полтора месяца назад те же самые авиакомпании на салоне "МАКС-2009" восхищались образцами отечественных самолетов и планировали долгосрочные контракты по покупку SuperJet-100, АН, ТУ и других самолетов, выпускаемых в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка