Эксперт
19 октября 2009, 15:21
Арабские гонки
Успех эмирата Дубай, чья авиакомпания Emirates превратилась в одного из крупнейших авиаперевозчиков мира, заставил правительство соседнего Абу-Даби создать собственную авиакомпанию - Etihad, которая должна догнать лидера
Правящей династии столичного эмирата Абу-Даби уже много лет не дают покоя успехи Дубая, чья авиакомпания Emirates превратилась в одного из ведущих мировых авиаперевозчиков.
В сравнении со столицей Дубай - эмират небогатый. Здесь сосредоточено всего 3% разведанных запасов нефти и газа, которыми располагают ОАЭ, тогда как в Абу-Даби их 95%. Сделав ставку на диверсификацию экономики, Дубай быстро смог занять лидирующие позиции в сфере недвижимости и авиации не только у себя в стране, но и на всем Ближнем Востоке. Особенно хорошо здесь развивается туризм. На долю Дубая приходится почти три четверти всех туристов ОАЭ. И понятно почему. Принц эмирата Дубай и глава Emirates шейх Ахмед бин Саид аль-Мактум построил в Дубае уже более 200 отелей и в ближайшее время построит еще около 20. А в Абу-Даби не наберется и двух десятков гостиниц. Безучастно наблюдать за происходящим президент ОАЭ и эмир Абу-Даби шейх Халифа бин Саид аль-Нахьян дальше просто не мог. Чтобы наверстать упущенное, семья аль-Нахьян приняла решение вложить несколько десятков миллиардов долларов в туристическую индустрию и создала вторую национальную авиакомпанию страны - Etihad Airways. Уже через три года, по плану правительства, в Абу-Даби будет построено несколько десятков новых отелей, их номерной фонд вырастет вдвое, с 13 до 24 тыс. комнат, а количество туристов, посетивших эмират, увеличится с 1,5 до 2,3 млн человек. Но главное - Etihad должна обогнать Emirates по темпам роста. О том, как авиакомпания из Абу-Даби будет конкурировать с Emirates, какие цели перед ней стоят и как долго продлится кризис на авиарынке, в интервью "Эксперту" рассказал президент Etihad Airways Джеймс Хоган.
- В авиационной индустрии больше всего от кризиса пострадал Ближний Восток. Это единственный регион, где в августе было зафиксировано снижение пассажиропотока по сравнению с июлем. Когда же будет подъем?
- Мы считаем, что уже в начале 2010 года кризис закончится, начнется рост, причем не только пассажирских перевозок, но и грузовых. Думаю, к этому времени Etihad будет в очень хорошей форме.
- У вас какая-то особая антикризисная стратегия?
- Быстрый рост - вот основа моей стратегии. Я занимаюсь авиационным бизнесом с 1975 года. За это время мне довелось повидать немало кризисов, но все они длились не дольше года. Более того, эти кризисы не привели к разрушительным последствиям, которые прогнозировали многие. И те авиакомпании, которые послушали аналитиков и перестали развиваться, в конечном счете оказались в проигрыше. А мы, наоборот, продолжали расширять свой бизнес и добились успеха. За последние три года Etihad Airways открыла около трех десятков новых маршрутов, тогда как другие авиаперевозчики в лучшем случае смогли освоить два-три направления.
- Когда правительство Абу-Даби приняло решение создать Etihad, какие долгосрочные цели перед вами поставили?
- Мы должны сделать самую лучшую в мире авиакомпанию, с самым высоким уровнем сервиса. Но при этом она должна быть безопасной и прибыльной.
- С такой богатой клиентурой, как у вас, это сделать проще простого. Нужно только исполнять все желания пассажиров премиальных классов - и успех в кармане…
- Действительно, высококачественный сервис - это ключ к успеху. И неважно, о каком классе идет речь - первом, бизнес-классе или экономическом. Для нас все они одинаково важны.
В плане развлечений мы предлагаем пассажирам несколько сотен фильмов, включая последние новинки, а также музыку, всевозможные видеоигры и многое другое. Они могут спокойно отдыхать, независимо от того, сколько времени длится полет - два часа или четырнадцать. Точно так же мы заботимся о наших клиентах и на земле. Все пассажиры премиальных классов могут заказать представительский автомобиль с шофером (эта услуга включена в стоимость билета. - "Эксперт"). Он отвезет их в аэропорт и встретит после посадки. А в самих аэропортах мы предоставляем пассажирам премиальных классов специальные залы ожидания. В Абу-Даби, Лондоне и во Франкфурте Etihad их уже открыла. Я думаю, что в долгосрочной перспективе мы это сделаем и в Москве.
- А какова миссия Etihad?
- Мы создаем надежные воздушные мосты между странами. Etihad Airways - визитная карточка Абу-Даби. И наша задача - помогать развитию туристической индустрии государства, социальной сферы, а также бизнеса, прежде всего в сегменте недвижимости. Сейчас Etihad обеспечивает всего около 10 процентов ВВП эмирата, если не брать в расчет нефтянку и добычу газа (примерно 550 млн долларов. - "Эксперт"). Но мы уверены, что в самом ближайшем будущем этот показатель существенно вырастет. За последние несколько лет правительство Абу-Даби инвестировало порядка 200 миллиардов долларов в развитие инфраструктуры эмирата, а также в образование и здравоохранение. И это дало результат. У нас уже построена трасса для автогонок "Формулы-1", в ноябре здесь пройдет один из этапов гран-при. Скоро откроется Музей Гуггенхайма и филиал Лувра. Завершается беспрецедентный проект по возведению кампусов Стэнфорда и Гарварда. Открываются новые клиники: если раньше люди за качественным медицинским обслуживанием ездили в Америку или Европу, то теперь менталитет изменился, многие стали приезжать на лечение в Абу-Даби.
- А когда вы начнете получать прибыль?
- Пока мы находимся на стадии активных инвестиций. А прибыль, я думаю, мы станем получать где-то к 2011 году.
- Как будет расширяться маршрутная сеть?
- Мы выполняем полеты практически во все крупные города мира. Наш основной рынок - Европа, Африка, Австралия и Индия. Еще тридцать лет назад все азиатские авиакомпании делали ставку на Европу. Но теперь этот рынок перенасыщен, конкуренция слишком высока. А вот на рынке авиаперевозок индийского субконтинента, наоборот, предложение меньше, чем спрос. Поэтому мы сделали акцент на восточные направления. Если сейчас мы летаем по 57 маршрутам, то к 2017 году их число увеличится до 100. К этому времени в нашем авиапарке будет уже как минимум 100 самолетов.
- А может, и все две сотни? Только на последнем авиасалоне в Фарнборо ваша компания приобрела 100 новых машин каталожной стоимостью 18 миллиардов долларов. Но ведь все население ОАЭ менее пяти миллионов человек. Зачем вам столько авиалайнеров?
- В трех часах лета от Абу-Даби - Индия, в пяти - Южная Азия. По населению эти регионы опережают Китай. Это огромный рынок. И мы намерены его освоить: сделать в Абу-Даби хаб и привлечь транзитных пассажиров.
- Некоторые эксперты полагают, что со временем пассажиры будут летать на большие расстояния без посадки и роль хабов станет уже не столь важной. Насколько вероятным представляется вам такой сценарий?
- Здесь очень многое зависит от географического положения. Абу-Даби находится на полпути между Европой и Восточной Азией, рядом с Африкой. Это идеальное место для хаба. И я верю, что значение Абу-Даби как транзитного центра будет только возрастать.
- В ОАЭ помимо Etihad есть и другая крупная авиакомпания - базирующаяся в Дубае Emirates. А в соседнем Катаре динамично развивается еще один крупный авиаперевозчик - Qatar Airways. И все три структуры мечтают создать на базе своих аэропортов мощные хабы. Как вы собираетесь с ними конкурировать?
- Наше конкурентное преимущество - высочайший уровень сервиса. Ни у одной из перечисленных вами компаний нет такого сервиса и таких развлечений, как у нас. Кроме того, не забывайте, что Абу-Даби все-таки столица страны, ее финансовый центр, где сосредоточена почти вся деловая жизнь.
- Недавно Etihad начала выполнять полеты в Россию. Насколько перспективен для вас этот рынок?
- Я считаю, что очень перспективен. Россияне много путешествуют, любят ездить к нам за покупками. Они прекрасно знают Объединенные Арабские Эмираты, прежде всего Дубай. Но я хочу, чтобы ваши сограждане так же хорошо знали и Абу-Даби. Правительство ОАЭ сейчас прилагает все усилия, чтобы максимально облегчить визовый режим для граждан России и Эмиратов. А мы намерены увеличить число рейсов в Москву. Если сейчас Etihad летает один раз в день, то уже совсем скоро будет летать два раза. При этом узкофюзеляжные самолеты мы заменим на широкофюзеляжные. А в более отдаленной перспективе откроем маршруты и в другие города бывшего Советского Союза.
- Бедственное положение американских лизинговых корпораций создало предпосылки для стремительной экспансии в лизинговый бизнес целого ряда арабских инвестиционных фондов, таких как дубайский DAE Capital. Будете ли вы заниматься этим бизнесом?
- В ОАЭ есть множество крупных компаний, которые непосредственно занимаются лизингом. Я думаю, для них сейчас очень хорошее время, чтобы завоевать этот рынок. Но для Etihad лизинговый бизнес не является ключевым. Мы все-таки предпочитаем сосредоточиться на авиаперевозках.
- Ведущие мировые авиастроительные концерны - Airbus и Boeing - последние годы пребывают в перманентном кризисе. Программы производства новых самолетов - A 380 и Boeing 787 - постоянно пересматриваются, а сроки поставок переносятся. Как это отражается на индустрии авиаперевозок, на бизнесе вашей компании?
- На нашем бизнесе эти трудности пока никак не сказались. Мы ждем поставок A 380 только в 2012 году, а Boeing 787 - в 2014−м. Пока график соблюдается. Но в целом ситуация действительно тревожная. Я думаю, что сложности возникнут прежде всего у американских авиаперевозчиков. У них очень старый авиапарк - средний возраст самолетов составляет примерно 15 лет. Всем ясно, что этим лайнерам совсем скоро потребуется замена. И когда американцы начнут массово закупать новые самолеты, спрос неизбежно превысит предложение.
- Но очевидно, что Boeing и Airbus не в состоянии оперативно реагировать на изменение конъюнктуры. Более того, их задача - создать дефицит своей продукции, чтобы за ней выстроилась очередь. Может быть, пора покончить с этой дуополией…
- Реальность такова, что кроме Airbus и Boeing, на рынке никого нет. Поэтому мы работаем с теми продуктами, которые они выпускают, стараемся извлечь из них максимум выгоды. Но, возможно, в будущем ситуация изменится, и на рынке появится третий мощный игрок, который составит конкуренцию американцам и европейцам. На мой взгляд, сейчас к этой цели ближе всего Россия и Япония.
- Почему в своей закупочной политике Etihad всегда придерживается принципа диверсификации?
- Почти все крупные классические авиакомпании с парком более 50 самолетов покупают лайнеры у обоих производителей. Мы стремимся войти в число стартовых заказчиков новых моделей самолетов. Это позволяет нам получить хорошие скидки, выторговать лучшую цену.
- Недавно вы сказали, что на фоне глобальной рецессии авиакомпании всего мира будут стремиться к консолидации. А объединения, подобные Air France-KLM, станут более распространенными. Вы тоже собираетесь создать альянс или кого-то приобрести?
- Пока нам нет смысла вступать в какой-либо альянс, потому что у нас уже сейчас достаточный парк самолетов, а в ближайшем будущем он значительно расширится. Так что мы будем развиваться самостоятельно.
- Тем не менее Etihad неоднократно проявляла интерес к австралийской Qantas. Вы, помнится, прямо заявили, что будете искать более тесные формы сотрудничества с этой авиакомпанией, нежели простая кооперация.
- Наша цель - приобрести как можно больше новых клиентов. То есть максимально расширить сферу нашего влияния в тех регионах, куда мы пока еще не летаем или летаем мало. В настоящий момент у нас уже есть почти полтора десятка соглашений о совместной эксплуатации линий с различными авиакомпаниями. Именно о таком партнерстве мы и вели переговоры с Qantas. Новое соглашение позволит нам размещать свой логотип на их билетах. Это существенно расширит наш бизнес в Австралии, так как мы приобретем клиентов Qantas. А она, в свою очередь, найдет новых клиентов у нас. Я уверен, что это сотрудничество будет взаимовыгодным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции