О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Конкуренция в тропиках

Бомбардировки Афганистана позволили российским оружейникам закрепить свои позиции в Юго-Восточной Азии
На состоявшейся в октябре в Малайзии выставке аэрокосмических и морских вооружений "ЛИМА-2001" российская оборонка попыталась завоевать новые сегменты рынка высокотехнологичной продукции. Сегодня в Южноазиатский регион Россия продает в основном истребители, вертолеты и корабли. По мнению экспертов, здесь имеют хорошие шансы отечественные системы ПВО. Именно на них сделал акцент глава российской делегации заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин в ходе представления российских выставочных стендов премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохамаду.
Наиболее интересным экспонатом выставки стал ЗРК средней дальности "Бук-М1-2", который ранее за рубежом не выставлялся. Он примерно в два раза дешевле, а его возможностей вполне достаточно для решения основных задач ПВО стран ЮВА.
Основными соперниками нового "Бука" в регионе являются американские ЗРК семейства "Хок" и перспективные европейские системы. В последнее время в борьбу за рынок ПВО включился Китай. Сделать это он смог благодаря сотрудничеству с Украиной. Закупив у Киева ракеты Р-27 класса "воздух-воздух", Пекин оснастил их стартовыми ускорителями и приспособил к пуску с кораблей. Не исключено, что в перспективе появится и наземная версия китайско-украинского ЗРК.
Стремясь повысить привлекательность Су-30МКМ, представители Иркутского АПО на выставке объявили о том, что доля аппаратуры французской фирмы "Талес" на самолете увеличится по сравнению с Су-30МКИ. Речь идет о мониторах и оптико-электронной технике.
Сегодня очень сложно сказать, кто выиграет малайзийский контракт. Тем не менее "ЛИМА-2001" ответила на ряд связанных с ним вопросов. Во-первых, официально объявлено, что Малайзия купит 16 , во-вторых, скорее всего это будут машины одного типа. Наконец, министр обороны Малайзии впервые официально огласил "короткий список" претендентов на победу в конкурсе: российский Су-30МК и американский F/A-18E/F.
Эксперты полагают, что на окончательное решение Куала-Лумпура окажет влияние обстановка в мире. В частности, если операции США против мусульманских стран затянутся, малазийскому правительству по внутриполитическим соображениям будет трудно принять решение о закупке американских самолетов.
Вполне вероятной российско-малайзийской сделкой может стать продажа транспортных вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Возможность заключения контракта на поставку 10 машин обсуждалась еще до кризиса 1998 г., однако позже эти планы были отложены.
Казанцы хотят, чтобы Куала-Лумпур закупил их Ми-172. Они оборудованы рампой и двумя дверьми и оснащены интегрированным комплексом авионики западного производства, который существенно расширяет возможности вертолета, хотя и удорожает его. Представители Казанского вертолетного завода особо отмечают то, что только их машина полностью соответствует требованиям малайзийского заказчика, а своих конкурентов с Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ) обвиняют в демпинге.
Естественно, что с ними не согласны представители У-УАЗа, которые продвигают на малазийский рынок свой Ми-171. Эта машина действительно проще и дешевле. Козырь улан-удэнцев - активное сотрудничество с местными фирмами, которые уже накопили опыт обслуживания и производства летательных аппаратов западной разработки.
Как бы там ни было, противостояние двух заводов вызывает головную боль у тех чиновников, которые регулируют оружейный бизнес. Дело спасает лишь то, что в группе средних транспортных вертолетов у России конкурентов нет, поскольку и Ми-172, и Ми-171 намного превосходят западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность".
Большой успех на выставке "ЛИМА-2001" ожидал самолет-амфибию Бе-200. К нему проявили особое внимание руководители малайзийского правительства, о нем постоянно писали газеты. Одной из сенсаций салона стало объявление о том, что машиной заинтересовались филиппинские военные. Переданные ими требования, по словам специалистов Таганрогского АНТК им. Г.М. Бериева, вполне выполнимы.
Филиппинам нужен патрульный самолет с западными двигателями, поисковыми системами и вооружением, предназначенный для закрытия 200-мильной экономической зоны. Пока нет информации о том, что кто-либо из потенциальных заказчиков хотел бы получить Бе-200 в противолодочном варианте. Однако держащая нос по ветру "Талес" уже заявила, что при доле ее оборудования в 30-40% она может стать участником программы на условиях разделения рисков, а если упомянутый показатель достигнет 50% (что характерно для противолодочных самолетов), французы будут претендовать на роль головного исполнителя.
Но пока сертификат летной годности имеет лишь противопожарный вариант Бе-200, на который прислали запросы более 10 государств. Параллельно изучается возможность создания лизинговой компании, способной продвигать самолет на рынок. В целом дебют на Лангкави стал для Бе-200 весьма удачным, что неудивительно с учетом исключительного интереса к гидроавиации в морском регионе...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка