Независимая газета
26 октября 2001, 13:45
Конкуренция в тропиках
На состоявшейся в октябре в Малайзии выставке аэрокосмических и морских вооружений "ЛИМА-2001" российская оборонка попыталась завоевать новые сегменты рынка высокотехнологичной продукции. Сегодня в Южноазиатский регион Россия продает в основном истребители, вертолеты и корабли. По мнению экспертов, здесь имеют хорошие шансы отечественные системы ПВО. Именно на них сделал акцент глава российской делегации заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин в ходе представления российских выставочных стендов премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохамаду.
Наиболее интересным экспонатом выставки стал ЗРК средней дальности "Бук-М1-2", который ранее за рубежом не выставлялся. Он примерно в два раза дешевле, а его возможностей вполне достаточно для решения основных задач ПВО стран ЮВА.
Основными соперниками нового "Бука" в регионе являются американские ЗРК семейства "Хок" и перспективные европейские системы. В последнее время в борьбу за рынок ПВО включился Китай. Сделать это он смог благодаря сотрудничеству с Украиной. Закупив у Киева ракеты Р-27 класса "воздух-воздух", Пекин оснастил их стартовыми ускорителями и приспособил к пуску с кораблей. Не исключено, что в перспективе появится и наземная версия китайско-украинского ЗРК.
Стремясь повысить привлекательность Су-30МКМ, представители Иркутского АПО на выставке объявили о том, что доля аппаратуры французской фирмы "Талес" на самолете увеличится по сравнению с Су-30МКИ. Речь идет о мониторах и оптико-электронной технике.
Сегодня очень сложно сказать, кто выиграет малайзийский контракт. Тем не менее "ЛИМА-2001" ответила на ряд связанных с ним вопросов. Во-первых, официально объявлено, что Малайзия купит 16 , во-вторых, скорее всего это будут машины одного типа. Наконец, министр обороны Малайзии впервые официально огласил "короткий список" претендентов на победу в конкурсе: российский Су-30МК и американский F/A-18E/F.
Эксперты полагают, что на окончательное решение Куала-Лумпура окажет влияние обстановка в мире. В частности, если операции США против мусульманских стран затянутся, малазийскому правительству по внутриполитическим соображениям будет трудно принять решение о закупке американских самолетов.
Вполне вероятной российско-малайзийской сделкой может стать продажа транспортных вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Возможность заключения контракта на поставку 10 машин обсуждалась еще до кризиса 1998 г., однако позже эти планы были отложены.
Казанцы хотят, чтобы Куала-Лумпур закупил их Ми-172. Они оборудованы рампой и двумя дверьми и оснащены интегрированным комплексом авионики западного производства, который существенно расширяет возможности вертолета, хотя и удорожает его. Представители Казанского вертолетного завода особо отмечают то, что только их машина полностью соответствует требованиям малайзийского заказчика, а своих конкурентов с Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ) обвиняют в демпинге.
Естественно, что с ними не согласны представители У-УАЗа, которые продвигают на малазийский рынок свой Ми-171. Эта машина действительно проще и дешевле. Козырь улан-удэнцев - активное сотрудничество с местными фирмами, которые уже накопили опыт обслуживания и производства летательных аппаратов западной разработки.
Как бы там ни было, противостояние двух заводов вызывает головную боль у тех чиновников, которые регулируют оружейный бизнес. Дело спасает лишь то, что в группе средних транспортных вертолетов у России конкурентов нет, поскольку и Ми-172, и Ми-171 намного превосходят западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность".
Большой успех на выставке "ЛИМА-2001" ожидал самолет-амфибию Бе-200. К нему проявили особое внимание руководители малайзийского правительства, о нем постоянно писали газеты. Одной из сенсаций салона стало объявление о том, что машиной заинтересовались филиппинские военные. Переданные ими требования, по словам специалистов Таганрогского АНТК им. Г.М. Бериева, вполне выполнимы.
Филиппинам нужен патрульный самолет с западными двигателями, поисковыми системами и вооружением, предназначенный для закрытия 200-мильной экономической зоны. Пока нет информации о том, что кто-либо из потенциальных заказчиков хотел бы получить Бе-200 в противолодочном варианте. Однако держащая нос по ветру "Талес" уже заявила, что при доле ее оборудования в 30-40% она может стать участником программы на условиях разделения рисков, а если упомянутый показатель достигнет 50% (что характерно для противолодочных самолетов), французы будут претендовать на роль головного исполнителя.
Но пока сертификат летной годности имеет лишь противопожарный вариант Бе-200, на который прислали запросы более 10 государств. Параллельно изучается возможность создания лизинговой компании, способной продвигать самолет на рынок. В целом дебют на Лангкави стал для Бе-200 весьма удачным, что неудивительно с учетом исключительного интереса к гидроавиации в морском регионе...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции