Аргументы Недели
5 ноября 2009, 11:14
Тяжелая доля машиностроения
В конце октября президент Д.Медведев проинспектировал оборонку
Денежная машина
Даже если оборонка напряжет силы, чтобы выпустить лучшую в мире продукцию, этот порыв может разбиться об элементарное отсутствие производственной базы. На чем "тачать" сложные - к тому же часто сверхсекретные - детали? Для этого нужны сверхсовременные и очень дорогие станки. Вот только осталось ли еще в нашей стране знаменитое "производство средств производства"?
С одной стороны, дела в этой области обстоят невесело. За последние 19 лет на станкостроительном фронте мы откатились с третьего на 23-е место в мире. Сейчас доля России на мировом рынке станков - не более 0,5%. К тому же в 2002 г. произошло знаковое событие: наша страна впервые закупила больше станков иностранного производства, чем отечественного.
С другой стороны, совсем уж беспросветной ситуацию точно не назовешь. В СССР было 400 станкостроительных предприятий, 300 из них дожили до наших дней. Пять лет назад отрасль начала выкарабкиваться из кризиса, и в 2007 г. поставила рекорд, выпустив оборудование на 415 млн. долл., причем две трети машин пошло на экспорт. Это был великолепный год: например, рост производства литейных станов составил 126%, а гидравлических прессов - 170%. Разумеется, с началом кризиса объемы производства упали, но не катастрофически - на 25-30%.
Так в чем проблема? Она - в уровне производимого российскими предприятиями оборудования. За рубежом охотно покупают наши многотонные прессы и зуборезные станки. В прошлом году экспорт "зуборезов" даже вырос в 23 раза! Но это простые машины, почти не изменившиеся с середины прошлого века. Тогда как современный станок настолько сложен, что, по статистике, среднее время его изготовления составляет пять-шесть месяцев, есть и такие станки, которые строят два-три года.
Так что у нас на этом фронте? Вот примечательная история: недавно российский производитель титана - "ВСМПО-Ависма" с гордостью объявил об открытии совместного предприятия "Урал-Боинг". Мало кто знает, что судьба этого завода по обработке титана до последнего момента висела на волоске.
Дело в том, что американская администрация отказывалась дать разрешение на поставку в нашу страну "пятикоординатных" станков, позволяющих обрабатывать детали с поверхностями почти любой сложности. У России собственных "пятикоординатников" до последнего момента не было, а Вашингтон отказывался продать нам это оборудование двойного назначения. В итоге, чтобы завод на Урале все-таки заработал, понадобилось личное вмешательство президента Обамы...
Оборонным предприятиям - еще сложнее. "Некому разрабатывать новое оборудование и станки, некому на них работать. Даже в знаменитом Королеве, на головном предприятии ведущей ракетостроительной корпорацииb, уникальную оснастку для здешних станков "тачает" один-единственный рабочий, которому за 70, и рядом с ним - ни одного ученика", - объясняет ситуацию высокопоставленный сотрудник РККА "Энергия".
Баланс интересов
Разумеется, развитие станкостроения в нашей стране не замерло на месте. Например, более 10 предприятий выпускают вполне приличные станки с числовым управлением. "В советский станок всегда закладывались инженерные решения высокого уровня, потому что в СССР была очень слабая электронная элементная база. А современный российский станок - те же инженерные решения высокого уровня, но совмещенные с качественной иностранной элементной базой. Получаются станки, ни в чем не уступающие западным", - утверждает председатель совета директоров "Рязанского станкостроительного завода" Сергей Трикоз.
Кстати, после истории с "Боингом" Минпром срочно выделил средства на создание российского "пятикоординатного" станка - вице-премьеру Сергею Иванову уже демонстрировали его прототип. Встречаются и уникальные разработки - скажем, созданный в Свердловске лазерный комплекс для высокоточного раскроя листового металла. Он позволяет "выпиливать" из стали ажурные конструкции удивительной красоты.
Другой пример: коллектив инженеров под руководством Игоря Радчика получил Госпремию за создание балансировочного станка нового поколения. Техническая суть сложна, важно, что "балансировочники" - это элита станкостроения. Например, они позволяют так откалибровать громадную турбину ГЭС, чтобы ее и через 20 лет не разнесло из-за вибрации.
Проблема в том, что такие передовые разработки - единичны. В целом же большинство предприятий отрасли прозябает, выпуская модели далеко не первой свежести. Дошло до того, что в конце лета 2009 г. замминистра обороны Владимир Поповкин официально заявил, что его ведомство заставит предприятия "оборонки"... закупать станки за рубежом. Говорят, из-за того, что военные сильно напуганы неудачами "Булавы". Одна из их версий: причины постоянных провалов на испытаниях кроются в несовершенстве производственного оборудования.
Правда, новая политика Минобороны явно противоречит линии, которую третий год подряд гнет первый вице-премьер Сергей Иванов. Он приложил невероятное количество усилий, чтобы пролоббировать создание огромной станкостроительной госкорпорации.
В интересах вице-премьера было доказать, что ситуация в отрасли ужасающая, так что он отчаянно сгущал краски. Отраслевые специалисты любят с иронией цитировать его фразы: "в станкостроении у нас целый букет проблем" и "мониторинг отрасли показывает печальную, если не сказать удручающую картину".
Проблема в том, что "спасительные" идеи г-на Иванова были настолько радикальны, что он встретил ожесточенное сопротивление Минфина. Как-никак, вице-премьер хотел ввести государственную монополию не только на экспорт, но и на импорт станков, а это выглядит диковато.
Факт в том, что со станкостроительной госкорпорацией - не сложилось. Сергею Юрьевичу не удалось выполнить даже "план минимум": он мечтал снять с должности директора "Станкоимпорта" Сагдана Хабирова, а само это полностью принадлежащее государству предприятие навсегда исключить из плана приватизации, но ничего не вышло.
Так что российским станкостроителям придется "спасаться" без помощи государства - своими силами. Предприятия останутся в частных руках, и каждое будет налаживать выпуск того вида оборудования, которое считает перспективным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции