Коммерсантъ
9 ноября 2009, 08:38
Авиация флота потеряла дальнего своего
У берегов Хабаровского края потерпел крушение дальний противолодочный самолет Ту-142М3. Во время выполнения учебного полета турбовинтовая машина упала в воды Татарского пролива. Погибли 11 членов экипажа
В минувшую пятницу в 21.19 по местному времени прервалась связь с экипажем дальнего противолодочного самолета Ту-142М3 авиации Тихоокеанского флота (ТОФ), находившегося примерно в 20 км от берега над акваторией Татарского пролива, отделяющего остров Сахалин от материка. Как сообщил "Ъ" источник в гарнизоне Каменный Ручей (пос. Монгохто Хабаровского края), к которому был приписан самолет, борт N 55 выполнял плановый тренировочный полет. С экранов радиолокационных станций отметка самолета исчезла, когда он, заходя на посадку, выполнял третий разворот так называемой "большой коробочки", снижаясь с 1200 до 700 м.
"Докладов о возникновении внештатной ситуации с борта не поступало. Наоборот, перед крушением командир экипажа Вадим Капкин вышел на связь и сказал, что снижение машины проходит в штатном режиме",- отметил источник "Ъ". На борту судна, штатным расписанием которого предусмотрен экипаж из десяти человек, было 11 военных. На борту оказался еще и старший техник группы обслуживания Евгений Долгов. По некоторым сведениям, он отправился в полет для того, чтобы проверить обслуживание некоторых агрегатов, недавно замененных на самолете.
Управлял "Ту" майор Капкин - бывший летчик-истребитель, прослуживший в военной авиации 24 года. Он был командиром авиаотряда дальних Ту-142, предназначенных для поиска субмарин на расстояниях до нескольких тысяч километров от базовых аэродромов.
После исчезновения метки самолета с локаторов была объявлена тревога. На обследование акватории вышло несколько судов, вылетели самолеты и вертолеты. Несмотря на наличие на упавшем "Ту" аварийных радиомаяков, место катастрофы было обнаружено только через пять часов. Тогда экипаж буксира "Тунгуй" доложил на берег о том, что наблюдает на поверхности моря, в 15 км от берега, большое керосиновое пятно, а из воды извлечены небольшие обломки фюзеляжа. К семи часам с помощью эхолотов было установлено, что самолет длиной около 50 м лежит на глубине 44 м. Позднее, как говорят участники спасательной операции, в акватории были найдены фрагменты тел пилотов.
В связи с происшествием до установления причины падения Ту-142М3 были прекращены полеты авиации ТОФ. Следственное управление по флоту возбудило уголовное дело по ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов или подготовки к ним"). Командующий ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко вчера заявил, что какие-либо выводы о причинах катастрофы делать преждевременно, вначале надо поднять со дна бортовые самописцы разбившегося самолета и расшифровать информацию, содержащуюся на них. Для подъема "черных ящиков" и тел погибших из Владивостока в район проведения поисково-спасательной операции вышло спасательное судно "Алагез" с глубоководными аппаратами Tiger (британской компании Seaeye Marine Ltd) и "Обзор", а также водолазами на борту.
В следственных органах не исключают, что в данном случае катастрофа могла быть не связана с так называемым человеческим фактором, а носила технический характер. В частности, не исключается, что падение самолета было вызвано разрушением турбины одного из двигателей или несинхронизированным выпуском закрылков при маневрировании. В то же время известно, что погода в момент катастрофы была вполне хорошей, а состояние Ту-142М3 перед вылетом не вызывало вопросов. Разбившийся самолет 1990 года выпуска успел налетать за 19 лет службы не так много - всего около 700 часов. До этого последняя катастрофа дальнего Ту-142 (более ранней модификации) имела место также на ТОФ - 20 апреля 1984 года самолет упал в центральной части Охотского моря, весь его экипаж из 8 человек погиб.
Дальний противолодочный Ту-142МЗ
Самолет Ту-142МЗ был разработан в ОКБ имени Туполева на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Предназначен для поиска и уничтожения подлодок (в первую очередь - атомных ракетоносцев) в удаленных океанских районах. Размах крыла 50 м, длина фюзеляжа 53 м. Максимальная взлетная масса 185 т, скорость 800 км/ч, потолок 13,5 тыс. м. Боевой радиус действия до 6,5 тыс. км. Оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МП. Для обнаружения субмарин служат поисково-прицельная система "Коршун-Н" и радиогидроакустическая система "Заречье". Самолет несет гидроакустические буи, торпеды, глубинные бомбы (общая боевая нагрузка 8,8 т), а также вооружен двумя 23-мм пушками ГШ-23. Первый полет этой модификации состоялся в 1985 году. Ту-142МЗ строился небольшой серией и был официально принят на вооружение в 1993 году. В 1994 году выпуск машин был прекращен. На вооружении морской авиации РФ сейчас находится порядка десятка Ту-142МЗ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 18, 2025
Две лаборатории контроля качества сети "Аэрофьюэлз" получили новые Сертификаты соответствия
Ноябрь 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Горно-Алтайском
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки