О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как дела с деловой авиацией?

Прогнозы - занятие неблагодарное. Особенно в странах СНГ и в частности в авиации. Возьмем к примеру, деловую авиацию. Бурное развитие частного предпринимательства в СССР в период перестройки и стремление избежать примитивной конверсии авиационных заводов родили надежды на то, что в середине 90-х годов в стране будет повышенный спрос на административные самолеты.
Уже в 1999 г. на Московской авиационно-космической выставке были представлены технические предложения проектов Як-48, Ил-108 и Ил-Х. Кроме того, прорабатывались самолеты и меньшей вместимости с поршневыми турбовинтовыми двигателями Як-58, Як-112, Ил-103, С-86, С-80М, МиГ-101. Спустя пять лет ведущие конструкторские бюро России добавили к этому списку М-102 "Дуэт", Ту-414, административный вариант Ту-324 и целый ряд проектов легких машин: Ту-34, С-84, "Молния-1", М-101 "Гжель" и : ставим многоточие, поскольку в этот список можно включить более десятка наименований.
Проектированием деловых самолетов увлеклись не только известные конструкторские бюро, но и небольшие коллективы инженеров, решивших поработать самостоятельно. Впрочем, обосноваться на рынке деловых самолетов не удалось не только кооперативам, но и сформировавшимся многие десятилетия назад конструкторским бюро.
Да и обстановка изменилась. Надежды на активное использование авиатранспорта "новыми русскими" не оправдались. В то время, как большинство предпринимателей утратили возможности пользоваться услугами персонального авиатранспорта, наиболее удачливые из них оказались в состоянии приобрести дорогую зарубежную технику. В 1997 г. в России летало около 30 бортов Falcon, Gulfstream, BAe-125 и даже Learjet, в Украине - семь самолетов Falcon и несколько машин в Казахстане, Туркмении и других странах СНГ. Кроме того, в Англии были оборудованы VIP-салоны нескольких российских Ту-134 и Як-42. Годовой налет отдельных самолетов соответствовал статистике западных стран. Так, Falcon 900 РАО "Газпром" летал до 400 часов в год, Falcon 20 донецкой компании "КАБИ" проводил в воздухе 80-90 часов. Обвал российского рубля поставил крест на этой статистике. Кроме того, владельцы дорогих иностранных самолетов приобрели опыт эксплуатации зарубежной техники. Оказалось, что за нее не только надо платить от 6 до 32 млн. долларов, но и постоянно вкладывать средства в обслуживание и ремонты в сервисных центрах, находящихся в Европе.
Выяснилось также, что в салонах BAe-125, Learjet и даже Falcon 20 достаточно тесно. В конструкции этих машин есть особенности, которые не заметны в эксплуатации в западных странах, но создают немало неудобств а аэропортах бывшего СССР. Кроме того ситуация изменилась и потому, что российские и чешские предприятия предложили ряд изменений в конструкции своих самолетов. Так, на Смоленском авиазаводе стали возможными:
- доработка крыльев Як-40 под более емкие кессон-баки, что позволило увеличить дальность полета с обычных для пассажирского самолета этого типа 1200 км до 2500 км;
- переоборудование самолетов для полетов по международным линиям с установкой полного комплекса навигационного оборудования.
Оказалось, что не всегда для деловых полетов необходим реактивный самолет бизнес-класса с большой скоростью и дальностью полета. На внутренних маршрутах вполне удобен и L-410. Даже на некоторых международных рейсах определенной группе бизнесменов выгодней летать на более дешевых машинах. Например, чартерный рейс на Як-40 по маршруту Киев-Прага-Киев обходится заказчику в 11500 долл. при полетном времени 8,5 часа. То есть цена летного часа будет составлять около 1353 долл., а полная себестоимость за вычетом НДС приблизится к 1100 долл., для L-410 общая стоимость рейса будет близка к 7800 долл., а на Falcon 20-5 такой полет обойдется в 19000 долл.
Понятно, что для организаций и частных лиц с доходами выше средних выбор между дорогим Falcon и более доступными по ценам самолетами советских времен будет сделан в пользу последних.
Но при условии, что эти самолеты по комфорту ни в чем не уступят своим более дорогим конкурентам. Впрочем, в полном смысле этого слова конкуренции между машинами типа Falcon и Як-40 нет. По мнению специалистов, рядом с одним дорогим деловым самолетом должно летать пять-шесть меньшей стоимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиация общего назначения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка