moneynews.ru
30 ноября 2009, 14:38
Кризис авиаперевозок: летайте самолетами рунета
Пока туриндустрия подсчитывает убытки и вычеркивает обанкротившихся из-за "плохой экономики" операторов, интернет-продажи авиабилетов растут
Платежная система HandyBank представила в ноябре сервис покупки авиабилетов AviaHandyBank. Казалось бы, время на туристическом рынке не самое подходящее: по данным Минтранса, в первом полугодии 2009 г. под влиянием кризиса пассажирские перевозки российских авиакомпаний сократились примерно на 18% (аналогичный общемировой показатель составил всего около 5). Однако интернет-продажи авиабилетов продолжают расти, несмотря на упадок экономики. А отчасти даже благодаря ему.
Толчок сегодняшнему бурному росту был дан два года назад, когда международный альянс авиаперевозчиков IATA заставил российские авиакомпании заняться внедрением электронного билета. Летом 2008-го, когда бумажные билеты должны были остаться в прошлом, в России все еще раздавались испуганные возгласы о том, что рынок - в том числе и сами пассажиры - совсем не готов.
Страхи по поводу "психологии" оказались преувеличенными. "Сегодня большинство пассажиров используют электронные билеты - за исключением единичных случаев, когда им по каким-то специфическим причинам нужен бумажный бланк", - говорит Андрей Полозов-Яблонский, занимавшийся внедрением e-ticket в "Аэрофлоте", а теперь возглавляющий комитет по электронному билету в НАУЭТ. По его словам, в 2008 году продажи авиабилетов через интернет удвоились, и эта динамика сохранилась в 2009 году.
Сама по себе технология e-ticket не требует выхода в интернет - билет можно заказать по телефону или купить в обычной кассе турагентства. Но отпавшая необходимость в бумажном бланке позволяет перевести в электронную форму всю процедуру покупки - и сократить издержки на содержание офисов продаж. Экономический стимул заставил авиакомпании вплотную заняться воспитанием "электронного пассажира".
"Наряду с консервативными факторами: растущим проникновением широкополосного доступа и использованием банковских карт, рост интернет-продаж билетов обусловила активная политика авиакомпаний, - продолжает Андрей Полозов-Яблонский, - "Аэрофлот" проводил специальные акции, позволяющие купить билет по выгодной цене только на сайте - желание сэкономить заставляло пассажира один раз разобраться в премудростях онлайн-покупки и навсегда оценить ее преимущества. Сейчас, если пассажир захочет купить билет в офисе продаж, ему придется заплатить дополнительный сбор (помимо сбора за бумажный бланк) - только за "живое" обслуживание".
В результате доля билетов, проданных только через собственный сайт "Аэрофлота", возросла до 12%. И это не считая продаж через агентов, которых кризис тоже вразумил насчет целесообразности онлайновых форм коммерции.
"Те, кто еще недавно боялся интернета - а среди турагентств, которым мы предлагаем решение E-Avia, таких компаний очень много - сейчас пересматривают политику в этом отношении", - рассказывает Светлана Половцева, директор компании Chronopay по развитию интернет-технологий в авиаиндустрии и туризме.
Но если для пассажиров проблема исчерпывалась преодолением психологических барьеров и приобретением простых навыков, то перед туроператорами переход на интернет как основной канал продаж поставил серьезные проблемы.
Во-первых, IT-инфрастуктура. Сегодня любой желающий может купить готовое решение, открыть онлайн-магазин и наладить торговлю рогами и копытами. Не так в туриндустрии, каждый участник которой встроен (в том числе технологически) в системы бронирования билетов, гостиниц и т.д. К сожалению, не все участки этой системы сегодня готовы к полностью автоматизированной работе.
Так, сервис AviaHandyBank хотя и позиционируется как полностью независимый "от действий оператора агентства по продаже билетов", он не позволяет вернуть купленный билет - для этого покупателю придется ехать в офис оператора "ТУРИНФО группа РФР" (собственно, AviaHandyBank - по крайней мере, в настоящий момент - служит интернет-витриной и кассой только этого агентства). Но ведь офисы, в отличие от интернета, есть далеко не везде. Правда, в HandyBank обещают в скором времени реализовать функцию автоматического возврата билетов.
Во-вторых, безопасность и стабильность системы приема платежей. В прошлом году, к примеру, клиенты "Аэрофлота", не могли покупать билеты на сайте из-за DDoS-атаки на серверы компании Assist. Теперь авиаперевозчик готовится сменить процессинг-партнера, говорят источники на рынке. Хотя гарантировать, что другая компания сможет обеспечить стабильную работу, тоже нельзя - быстро и эффективно отражать DDoS-атаки пока что никто не умеет.
В-третьих, маркетинг. Открытие новых сервисов по продаже авиабилетов в интернете, с одной стороны, обещает покупателям все преимущества рынка с высокой конкуренцией, а с другой - возвращает их к оффлайновой истории со скрытыми наценками, комиссиями, сборами, без которых те могли бы обойтись.
Так, агентству "Туринфо" партнерство с HandyBank принесло, наряду с интерфейсом для приема платежей, прямой доступ к аудитории потенциальных клиентов - платежеспособных, умеющих платить карточкой в интернете и регулярно это делающих. Сами эти клиенты получили не слишком веское преимущество в виде возможности оплатить билет, не выходя из системы интернет-банкинга - и агентскую комиссию вдобавок к стоимости билета.
Впрочем, речь тут идет не о каком-то мошенничестве, а о нормальном рыночном раскладе, когда часть покупателей доплачивает за сервис и возможность не делать лишних движений (даже если эти движения - всего лишь пару лишних кликов мышкой), а другая часть экономит, выходя на прямые предложения.
По мнению Светланы Половцевой, привлечь аудиторию смогут площадки с наиболее удобным интерфейсом, но в любом случае в ближайшие пару лет доминировать по объему интернет-продаж будут авиакомпании.
"Сейчас продажи российских авиаперевозчиков "перекошены" в пользу агентских продаж, но в интернет-секторе доминируют прямые продажи через сайты авиакомпаний, - подтверждает Андрей Полозов-Яблонский, - Что касается будущего: интернет-продажи американской Delta Airlines в прошлом году составляли 50% всех проданных перевозок, из них половину занимали продажи через сайт авиакомпании, а другую половину - посреднические сервисы, типа Expedia.com. Думаю, в России баланс прямых/посреднических интернет-продаж будет стремиться к похожей пропорции".
Баланс этот начнет выравниваться, когда вслед за авиаперевозчиками, туристическими и платежными операторами travel-сегментом всерьез займутся собственно интернет-компании, и вровень с "Аэрофлотом" сможет встать что-то вроде "русской Экспедии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «moneynews.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции