О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Снеговые облака перехватят истребители

Началась календарная зима, но снега нет. Нет даже ночных похолоданий. Тем не менее коммунальщики находятся в полной боевой готовности. Уже две недели самолеты ВВС готовы вылететь на разгон снеговых облаков

Началась календарная зима, но снега нет. Нет даже ночных похолоданий. Тем не менее коммунальщики находятся в полной боевой готовности. Уже две недели самолеты ВВС готовы вылететь на разгон снеговых облаков, следуя обещанию, данному Юрием Лужковым, - защитить Москву от снегопадов.

Экстравагантная идея пришла в голову Юрию Лужкову в начале сентября. Тогда рацпредложение выглядело как безобидная научная гипотеза.

- Дважды в году - в День города и в День Победы - мы делаем погоду. А что если мы и снег осадим за пределами Москвы? - спросил сам себя мэр. - В Подмосковье будет больше влаги, больше урожай, а у нас - меньше снега.

За месяцы мысль обросла "мясом", появились даже расценкоказалось, эксперимент обойдется городской казне в 180 млн рублей.

У идеи нашлось множество противников. Одни напомнили о кризисе: к чему выбрасывать деньги на снег? Другие выступили в защиту исконно русских зимних забав. Ученые умы поставили под сомнение саму возможность такого разгона - дескать, летний и зимний воздух - разные вещи. Летом осадки связаны с быстрым вертикальным перемещением насыщенных влагой облаков, зимой облака перемещаются по горизонталстоит их рассеять, как уже через 20-30 минут вновь возникнут условия для осадков.

Но чиновники остались непреклонны.

- Подобный эксперимент поможет сэкономить около 300 млн рублей на уборке снега, - уверен руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин. - Речь не идет о том, чтобы справляться с каждой снежинкой. Это глупо. Разгонять облака зимой мы будем раза два-три, в экстренных случаях и во избежание транспортных проблем. Заниматься этим будет Агентство атмосферных технологий. Это настоящие специалисты. Именно они обеспечивали погоду на Олимпиаде в Пекине.

Директор Агентства атмосферных технологий Виктор Корнеев: "Разгоняют демонстрации, а мы занимаемся просеиванием"

На тему разгона снеговых туч за последние месяцы высказались все кому не лень. Что вы думаете по поводу всего этого?

Мы занимаемся искусственным регулированием атмосферных осадков. Это не совсем разгон. Разгоняют демонстрации, а мы занимаемся просеиванием облаков, которые по своим критериям пригодны для воздействия. В данном случае на подходах к городу. Хотя не всегда речь идет о сокращении осадков. Их можно и увеличивать. Почему-то никто из москвичей не интересуется, что у нас в стране 60% площадей - это зоны рискованного земледелия. А вот инициатива по уменьшению количества снега в городе при сильных осадках вызвало такой странный ажиотаж. Мы не ожидали.

Это впервые происходит. Вот люди и интересуются.

Мы и раньше занимались активным воздействием на облака в зимнее время. Этим работам уже 50 с лишним лет. Вот у меня на столе книжка - "Рассеивание переохлажденных слоистообразных облаков и туманов". Ей 30 лет - написана в 1980 году. Или еще книга - "Активные воздействия на гидрометпроцессы. Труды всесоюзной конференции. 1990 год". Половина докладов посвящена воздействию на зимние облака. Но откуда-то всплывают специалисты, которые почти по Станиславскому кричат - "Не верю!"

Есть другие специалисты?

Первые эксперименты по рассеиванию переохлажденных слоистообразных облаков прошли в 1958 году по инициативе академика Федорова - тогдашнего главы Гидрометслужбы. Во времена Союза этим вопросом занимались 5-6 институтов. Этот вопрос исследовали в главной геофизической обсерватории в Петербурге, в Центральной аэрологической обсерватории и в Институте экспериментальной метеорологии.

Это были лабораторные эксперименты?

Нет - полноценные работы, проходили они в 60-70-е годы на Украине. Позже в Московской и Калужской областях. Чернобыль помните? Об этом мало кто знает, но там несколько месяцев проводились воздействия по уменьшению осадков из слоистообразных облаков зимнего периода. В 80-е годы при правительстве Москвы создали специальную экспериментальную производственную лабораторию, которая проводила регулярные работы по снижению количества снега в Москве. Делалось это на праздники. Разработали специальную модель самолета Ан-30. Я прекрасно помню, как обрабатывали облака 7 ноября 1986 года. Ребята из Политбюро стояли на Мавзолее. И валил снег. Но к 10 часам снег закончился, и парад пошел нормально. Это результаты того, что делалось нашими специалистами.

Но раз есть такой большой опыт, почему все это до сих пор именуют экспериментом?

Потому что мы не можем однозначно предсказать результат. Мы можем воздействовать только на те облака, которые соответствуют определенным критериям.

В чем отличие летних и зимних облаков?

Летние облака - кучево-дождевые. Это такие шапочки, которые растут и накапливаются. Образуются тучи и начинает лить дождь. Зимние облака - слоистообразные, они не имеют мощного вертикального развития, у них меньше скорость восходящих потоков. Они статичней, висят низко. Но в них есть определенные ячейки, где потоки повыше, - они и чреваты большей интенсивностью выпадения осадков. Наша задача - отыскать такие ячейки. Это делается с помощью приборов, установленных на самолетах. Помогает и наличие радиолокационного кольца вокруг столицы. Вокруг Москвы существует сеть радиолокаторов. Один в Крылатском, другие в Твери, Калуге, на Валдае, в Смоленске, Нижнем Новгороде. Вся эта система позволяет заметить появление облачности. Туда отправляется самолет, чтобы прозондировать облака с точки зрения пригодности для разгона.

Летом работаете по той же схеме?

Абсолютно. Только длительность обработки различная. На 9 Мая, День города мы должны обеспечить отсутствие осадков с 6 до 22 часов. Зимой мы боремся с осадками как таковыми. В результате процесс обработки может занимать двое-трое суток.

Какие еще особенности охоты на облака в зимний период?

Зимой при прохождении мощных фронтов аэродромы часто закрываются. Самолет может взлететь, но не вернуться на свой аэродром, где его ждут реагенты и обслуживающий персонал. Пришлось менять привычное соотношение реагентов. Самолеты теперь будут иметь их про запас. За исключением гранулированной углекислоты, которая даже в герметичных контейнерах не может храниться больше пяти дней.

Еще какими "ядами" посыпаете небеса?

Пиропатронами с йодистым серебром, жидким азотом, углекислотой. Цемент зимой не используем - он оказывает только динамическое воздействие, а зимой нам нужно изменить состояние воды. Для этого мы засеваем облака льдообразующими реагентами. В итоге осадки выпадают, не доходя до Москвы.

То есть в Подмосковье или в соседних областях? Оно им надо?

А они ничего и не заметят. Мы обрабатываем облака на огромной территории. Порой в несколько сотен километров. Диаметр Москвы - около 30 км. В регионах если и выпадет больше снега, то ненамного - процента на два. Сущий пустяк.

Мнение

Валерий Стасенко, начальник управления активных воздействий Росгидромета:


В зимних облаках все время происходит преобразование воды. Она то и дело находится в разных состояниях - жидком, кристаллическом, поликристаллическом и т.д. И воздействовать мы можем не во всякий момент - только в определенные фазы. Сложности связаны и с теплым температурным фоном над Москвой. Наш город - это островок тепла. Дополнительные градус-два могут осложнить процесс разгона. Все эти нюансы приходится учитывать.

Испытания носили и носят пока только экспериментальный характер. Никто со стопроцентной уверенностью не гарантирует результат. Наши знания о природе далеко не полны, а техническая база отстает от зарубежного уровня. Поэтому мы еще не вышли на стадию производственных работ со стопроцентным эффектом. В идеале мы должны уметь управлять любой облачностью, даже в зимнее время. Но пока не получается.

Исследования в этом направлении ведутся и у нас, и на Западе. Например, еще в начале Второй мировой войны американцы специально наращивали в горах Калифорнии количество снега - чтобы летом гидроэлектростанции работали без перебоев. Таких примеров наберется десятки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка