О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Надо объединить усилия в борьбе с хулиганами на воздушном транспорте

Участники "круглого стола" "Известий" обсудили проблемы, которые касаются каждого авиационного пассажира

Насколько опасны противоправные действия на борту воздушного судна? Создан ли эффективный механизм борьбы с хулиганами? Какая помощь нужна со стороны законодателей? Эти вопросы были в центре состоявшейся дискуссии, в которой приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Владимир Черток, генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова, генеральный директор ОАО авиакомпания "Сибирь" Владимир Объедков, директор управления авиационной безопасности авиакомпании "Аэрофлот" Олег Петрила, начальник Комплекса авиационной безопасности ФГУП ГТК "Россия" Денис Муравьев, старший инженер по безопасности полетов авиакомпании UTAIR Юрий Мосеев, заместитель генерального директора по безопасности авиакомпании "Трансаэро" Александр Таранец, заместитель директора по правовым вопросам ОАО авиакомпания "Сибирь" Максим Астафьев, начальник отдела управления авиационной безопасности авиакомпании "Аэрофлот" Владимир Гаенко.

Модератор "круглого стола" генеральный директор агентства "Инфомост" Борис Рыбак, подчеркнув крайнюю актуальность обсуждаемой проблемы, предоставил слово участникам.

Дискуссию открыл заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Владимир Черток: "Поставленная проблема носит глобальный характер и актуальна как для России, так и для стран Европы, Америки и других государств. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) идентифицировала семь типов основных угроз для гражданской авиации, в том числе акты незаконного вмешательства, воздушное хулиганство и буйных пассажиров. Отечественная статистика свидетельствует, что за последние несколько лет участились случаи правонарушений пассажирами на борту, в том числе в состоянии алкогольного опьянения. Этому способствует отсутствие действенных мер административного воздействия на нарушителей воздушного законодательства. Действия таких пассажиров самым непосредственным образом влияют на безопасность полетов. Зафиксированы попытки проникновения в кабину летного экипажа, открытия аварийных люков, порчи имущества и повреждения воздушного судна, от неправомерных действий зачастую страдает и кабинный экипаж (бортпроводники). Для исключения более тяжелых последствий нередко возникает необходимость произвести вынужденную посадку. Однако в настоящее время системных методов борьбы с такими пассажирами в российской гражданской авиации не существует, и каждый перевозчик пользуется своими внутренними инструкциями. Между тем увеличение количества хулиганских действий на борту воздушного судна подтверждается неоднократными обращениями авиакомпаний в Минтранс России и Росавиацию с просьбой ужесточить ответственность за неправомерные действия, связанные в основном с чрезмерным употреблением алкоголя. Поэтому все заинтересованные стороны - Минтранс России, Росавиация, профильные комитеты Государственной думы, авиакомпании и другие организации - готовы выработать и частично уже реализуют систему мер по решению этой проблемы. В частности, в Государственной думе рассматривается правительственный законопроект "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях". Он призван ужесточить ответственность пассажиров за нарушения правил поведения на борту и в аэропорту, в том числе за счет значительного увеличения штрафов. Авиационное сообщество надеется, что этот законопроект в ближайшее время будет принят и в гражданской авиации России будет действовать эффективный механизм борьбы с противоправными действиями на борту. Проблему надо решать с разных сторон, в том числе и с привлечением СМИ. Важно доводить информацию до людей. А авиационные власти будут активно участвовать в нашей совместной работе в этом направлении".

Генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова: "Мы горячо поддерживаем инициативу газеты "Известия" по организации этого "круглого стола". В борьбе за безопасность не может быть конкуренции. Поэтому и авиакомпании, и государственные органы, и общество, в том числе и пассажиры, должны быть объединены идеей очень ответственного отношения к обсуждаемым сегодня вопросам. Компания "Трансаэро" не только второй крупнейший международный перевозчик России, но и крупнейший туристический перевозчик нашей страны, занимающий седьмое место в мире по числу перевозимых туристов. Мы на практике знаем, какие проблемы могут возникнуть на международных рейсах, обычно протяженностью свыше 4-5 часов. Мы знаем, что из-за снижения тарифов на борт стали попадать люди, не обладающие достаточным уровнем культуры и образования, чтобы оценить степень угрозы своего неадекватного поведения на борту. Ведь, когда вы идете по улице и видите неадекватного пьяного человека, вы можете просто перейти на другую сторону. А в условиях замкнутого пространства все пассажиры становятся заложниками иногда одного или нескольких агрессивных пассажиров. И совсем недопустимо, когда под угрозой оказывается экипаж, на две трети состоящий из девушек, средний возраст которых 26 лет. В "Трансаэро" с 2007 года работает группа специально обученных и подготовленных сотрудников, осуществляющая сопровождение рейсов. Создание этой группы привело к тому, что показатели случаев хулиганства на борту снизились вдвое.

В отдельных СМИ сообщалось, что в целом по отрасли число таких нарушений невелико - всего 128. На мой взгляд, цифра не корректна. Только за 10 месяцев этого года "Трансаэро" сдала в милицию 74 пассажира.

Мы видим, что принятие в Думе закона о повышении финансовой ответственности за хулиганство на воздушном транспорте задерживается. Об этом можно только сожалеть. Я считаю, что ответственность пассажиров за нарушения должна быть не меньше, чем за пересечение двух сплошных линий на дороге. В отдельных СМИ сообщалось, что в целом по отрасли число таких нарушений невелико - всего 128. На мой взгляд, цифра не корректна. Только за 10 месяцев этого года "Трансаэро" сдала в милицию 74 пассажира. Это уже крайняя мера, а ведь до нее мы используем еще и превентивные меры - убеждение, вручение письменных предупреждений от командира воздушного судна, которые позволяют остановить негативное развитие событий. Позиция нашей авиакомпании заключается в следующем: мы увеличим группу сопровождения рейсов и уже в этом сезоне обеспечим ее стопроцентное присутствие на всех рейсах продолжительностью свыше пяти часов. Мы дали указание экипажам пользоваться своим правом экстренно сажать самолет, чтобы сдать в промежуточном пункте буйного пассажира правоохранительным органам. Мы направили уведомление нашему партнеру - поставщику товаров беспошлинной торговли на борту - о том, что с 1 декабря со всех тележек дьюти-фри должны быть убраны все спиртные напитки. Потому что дополнительный доход, который получает авиакомпания от этого бизнеса, несоизмеримо меньше, чем тот потенциал угрозы, к которой может привести распитие спиртных напитков неадекватными пассажирами. Мы обращаемся ко всем органам государственной власти с призывом не ограничиваться разовыми кампаниями, а вести постоянную и последовательную борьбу со всеми видами правонарушений на воздушном транспорте".

Генеральный директор ОАО авиакомпания "Сибирь" Владимир Объедков: "Проблема хулиганских действий на борту остра не только на международных линиях. Как крупный внутренний перевозчик, мы, к сожалению, отмечаем очень много таких случаев и на рейсах внутри Российской Федерации. Это прежде всего касается вечерних рейсов, особенно если они выполняются из крупных городов, например из Москвы. Видимо, пассажиры, закончившие свои дела в столице, имеют некую склонность "расслабиться" на борту воздушного судна. За прошедшие три месяца - с августа по октябрь - наша авиакомпания зафиксировала 32 случая нарушения правил поведения пассажиров на борту, связанных со злоупотреблением спиртными напитками. Бортпроводники были вынуждены передавать таких пассажиров в линейные отделы внутренних дел в аэропортах прибытия. К сожалению, мы не имеем информации о том, какие меры были приняты к ним в дальнейшем. Мировая гражданская авиация наработала много методик и технологий по борьбе с пассажирами, ведущими себя неадекватно в результате злоупотребления спиртными напитками. Все эти методики в той или иной степени эффективны. Однако мы считаем, и в этом согласны со своими коллегами, что самое важное для нашей страны - принять законы, которые предусматривали бы более жесткие наказания за такие нарушения. Ничего более эффективного придумать нельзя".

Директор управления авиационной безопасности авиакомпании "Аэрофлот" Олег Петрила: "Компания "Аэрофлот" этой проблемой занимается уже давно, с 90-х годов. Есть и примеры. В 2006 году на нашем рейсе Москва-Женева пассажир Нагаев в состоянии алкогольного опьянения начал вести себя неадекватно, приставал к пассажирам. Более того, заявил об угрозе захвата воздушного судна. Экипаж действовал в рамках своих полномочий. Было принято решение о посадке воздушного судна в Праге. В дальнейшем пассажир был привлечен к ответственности. Другой пример - летом прошлого года на рейсе Москва - Иркутск пассажир в состоянии алкогольного опьянения устроил драку на борту. Командир принял решение о внеплановой посадке самолета. Хулиган был передан органам милиции, но наказания не понес. В течение полугода "Аэрофлот" вел работу, чтобы заставить этого пассажира возместить ущерб, который он нанес компании. Наконец в мае месяце было принято решение одного из судов Московской области о взыскании с него в пользу "Аэрофлота" 120 тысяч рублей.

В Великобритании штраф за такое же нарушение составляет 2 тысячи фунтов, в Голландии и Италии - до 500 евро. В США штраф до 10 тысяч долларов

Я полностью поддерживаю законопроект, который сейчас находится в Госдуме. Мы просим депутатов поднять планку штрафов с 500 рублей до 5 тысяч. К этой сумме можно относиться по-разному. Возьмем наших зарубежных коллег: в Великобритании штраф за такое же нарушение составляет 2 тысячи фунтов, в Голландии и Италии - до 500 евро. В США штраф до 10 тысяч долларов, и был прецедент, когда пассажиру было навсегда отказано в праве пользоваться услугами авиакомпании. Что касается "Аэрофлота", то у нас в "Шереметьево" единый комплекс. Регистрацию рейса проводим сами. У кабинного экипажа есть право прямо на борту воздушного судна отказать пассажиру в перевозке. Если все это произошло уже в полете, то сначала устное предупреждение, затем письменное, затем заполнение рапорта и или незапланированная посадка в другом аэропорту, или передача пассажира органам полиции или милиции в аэропорту назначения. В Воздушном кодексе РФ нет регламентации мер принуждения в отношении неадекватных пассажиров со стороны экипажа, не детализированы права сотрудников службы безопасности. У наших коллег из "Эр Франс" и "Дельты" есть разные средства сдерживания пассажиров, которые нормативно закреплены в законодательстве их стран. К сожалению, даже пластиковые ремни не прописаны в наших нормативных документах. Мы можем сдерживать бузотера с помощью других пассажиров и каким-нибудь демонстрационным ремнем, который есть на борту. Все остальное - вне закона. Все эти моменты необходимо прописать. Мы даже не требуем, как это есть у авиакомпании "Дельта", металлических наручников. Но хотя бы оформление пластиковых ремней необходимо. Членов экипажа воздушного судна, если в их отношении будет применяться насилие, надо приравнять по правам к представителям власти. Тогда для нарушителя может наступить уголовная ответственность.

Начальник Комплекса авиационной безопасности ФГУП ГТК "Россия" Денис Муравьев: "Вся авиационная общественность не только России, но и мира считает необходимым обратить внимание на недопустимость нарушения правил поведения на борту воздушных судов. Ведь якобы безобидное курение на самом деле не является безобидным. Оно может привести к пожару. А если пожар возникает на борту воздушного судна, это страшно. За пять минут могут сгореть несколько сотен человек. Самая главная проблема - это то, что в законодательстве нет различия в совершении хулиганства на земле и в воздухе, а последствия такого хулиганства абсолютно различны. Следующая проблема - это неотвратимость наказания. Она обязательно должна быть. К сожалению, в настоящее время нет гармонизации правил применения процессуальных действий к лицам, нарушившим правила поведения или порядок на борту воздушного судна. Есть международный документ по борьбе с некоторыми актами, совершаемыми пассажирами на борту воздушных судов, - это Токийская конвенция 1963 года. По этой конвенции командиру воздушного судна дано право принимать меры принуждения к пассажирам, нарушающим установленную дисциплину и порядок на борту воздушного судна. Также он имеет право просить помощи других пассажиров для применения мер сдерживания к нарушителям. За меры, которые применяют командир и экипаж к пассажиру, ни они, ни авиакомпания не несут ответственности при любом судебном разбирательстве в любом государстве, которое подписывало эту конвенцию. Кстати, Россия входит в число государств, являющихся участниками этой конвенции".

Старший инженер по безопасности полетов авиакомпании UTAIR Юрий Мосеев: "Авиакомпания UTAIR сталкивается с теми же трудностями, как и те, о которых говорили коллеги. Мы в своей компании уже давно разработали инструкции по противодействию буйным пассажирам, а также приняли ряд практических мер. В частности, в состав экипажа воздушного судна в зависимости от его типа входят либо один, либо два бортпроводника - мужчины, которые имеют соответствующие навыки самообороны. Проблема попадания на борт нетрезвых буйных пассажиров начинается на земле. Но, к сожалению, как уже было сказано, отсутствуют соответствующие нормативные документы. А это уже проблема законодателей. И вся наша беда как раз в том, что Госдума как-то очень нерешительно вносит поправки в Административный кодекс и другие документы. Мне кажется, что, когда проводилась административная реформа, получилось так, что люди, создающие нормативную базу, оказались оторванными от жизни. Они не бывают на сертификации аэропортов и авиакомпаний, они не занимаются инспектированием. А как можно создать нормативный документ, не зная этого? В ответ на наши обращения дело сдвинулось с мертвой точки благодаря усилиям авиационных властей и лично Владимира Борисовича Чертока, который создал в Росавиации специальное подразделение, занимающееся этим делом. Обстановка на борту, когда там находится пьяный агрессивный пассажир, очень уязвима с точки зрения безопасности. Ведь каждый пустяк может привести к самым тяжелым последствиям. Есть много примеров, когда неадекватное поведение пассажиров едва не обернулось большой бедой. Считаю, что реальное положение дел необходимо доводить до сведения депутатов Государственной думы, чтобы они могли проникнуться пониманием важности принятия необходимых решений".

В заключение все участники "круглого стола" ответили на вопросы журналистов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка