О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Никак не состыкуются

Создание новой авиакомпании "Росавиа" силами "Ростехнологий" и правительства Москвы снова под вопросом. Главные проблемы - долги корпорации перед "Атлант-союзом" и спор за контроль над ГТК "Россия"

Еще в ноябре 2008 г. Москва и "Ростехнологии" учредили оболочку будущего перевозчика - ОАО "Авиакомпания" (в пропорции 49 к 51), но оно так и не получило ни одного актива.

Сейчас главная помеха для создания авиакомпании - долги "Атлант-союза" (контроль у правительства Москвы), которые перевозчик накопил, перевозя в 2008 г. пассажиров альянса "Эйрюнион". Компенсация этих затрат лежит на "Ростехнологиях", которым деньги поступают из федеральной казны. Госкорпорация получила уже 2,6 млрд руб. из 3,5 млрд, заложенных в бюджете.

На последнем совете директоров "Авиакомпании" вопрос возврата долга был самым дискуссионным, рассказал Василий Кичеджи, руководитель департамента транспорта и связи правительства Москвы, председатель совета директоров "Атлант-союза". Госкорпорация предлагала мэрии сначала внести в ОАО акции "Атлант-союза", а затем получить компенсацию. Москва настаивала на противоположном варианте: сначала деньги - потом актив, рассказывает он.

Другой спорный момент - размер затрат, которые понес "Атлант-союз", спасая пассажиров "Эйрюнион". Официально называется 3,5 млрд руб., по факту - 5,6 млрд, утверждает Кичеджи. Впрочем, Москва согласна и на 3,5 млрд руб., рассказывает он, но и эти средства получить непросто: госкорпорация предлагала перечислить деньги напрямую кредиторам "Атлант-союза" - Газпромбанку и Росрезерву, говорит Кичеджи. По этим долгам "Ростехнологии" выступили поручителем и если госкорпорация погасит долги "Атланта" перед кредиторами, то авиакомпания так и остается должником - только уже своего поручителя, добавляет он. По словам Кичеджи, в итоге стороны договорились, что "Атлант-союз" получит средства на свои счета и сам расплатится с кредиторами. Ожидалось, что это произойдет до 1 декабря. Но деньги так и не поступили, говорит Кичеджи. Средства перечислены, утверждает сотрудник "Ростехнологий", не называя суммы. Представитель госкорпорации от комментариев отказался.

В 2008 г., когда правительство Москвы и "Ростехнологии" объявили о создании "Росавиа", гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов заявлял, что новый перевозчик составит конкуренцию "Аэрофлоту". Летом 2009 г. учредители "Росавиа" отказались от иллюзий, определив себе место в пятерке ведущих авиакомпаний России. Изначально в "Росавиа" должно было войти 11 перевозчиков, позднее четыре из них - "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара" и "Дальавиа" - стали банкротами. Оставшиеся - ГТК "Россия", "Владивосток авиа", "Оренавиа", "Кавминводыавиа", "Сахалинские авиатрассы", "Саратовские авиалинии" и "Атлант-союз" - до сих пор летают "сами по себе". За январь - сентябрь их суммарный пассажиропоток составил 6,02 млн человек (у "Аэрофлота" без учета "дочек" - 6,5 млн). Наибольший спад пассажиропотока показал "Атлант" - более 50% к уровню 2008 г. У перевозчика тяжелое финансовое положение. Его долг превышает 11 млрд руб., признается Кичеджи.

"Атлант" скорее обуза для будущей авиакомпании, чем польза, полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Самый ценный актив - ГТК "Россия", на ее основе и надо строить холдинг. Но и с этим активом нет определенности. У перевозчика долги на 6 млрд руб., говорил недавно руководитель Росавиации Геннадий Курзенков. Из них половина - просроченные, добавлял источник, близкий к ГТК. Вчера эта ситуация обсуждалась на совещании у вице-премьера Сергея Иванова. Там же был поднят вопрос, кому ГТК может отойти после акционирования. Летом 2008 г. президент подписал указ о передаче "России" "Ростехнологиям", но на актив претендует и правительство Санкт-Петербурга. Окончательного решения не принято. Каждая из сторон готова взять ГТК себе, при условии что федеральные чиновники помогут с погашением долгов, сообщил "Ведомостям" источник, близкий к госкорпорации: в течение 10 дней "Ростехнологии" и мэрия Петербурга направят в Минтранс предложения по финансовому оздоровлению "России".

Рыбак уверен, что возможности для создания "Росавиа" есть: колоссальный административный ресурс, прежде всего со стороны "Ростехнологий", и состояние российского рынка, на котором есть место новым игрокам. Рыбак не исключает, что Москва может выйти из игры: впрочем, госкорпорация справится и сама. "Перекресток, на котором мы [мэрия и госкорпорация] могли встретиться, уже пройден", - замечает один из чиновников мэрии. Проблема в том, что для "Росавиа" так и не нашелся грамотный менеджер, полагает Рыбак, а если компания не будет создана в ближайший год, то о проекте можно забыть.

Кому самолеты?

К 18 декабря акционеры "Росавиа" должны подвести итоги тендера по закупке среднемагистральных самолетов. Коммерческие предложения от Boeing, Airbus и российской ОАК "Ростехнологии" получили в октябре. "Росавиа" нужно 50 лайнеров в рамках твердого заказа и еще 15 на условиях опциона. Общая стоимость - около $2,5 млрд. Заказ авиатехники - хороший знак, который говорит в пользу развития проекта, полагает Рыбак.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка