О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как поссорились основатели Blue Wings

Немецкая авиакомпания, принадлежащая А.Лебедеву и его немецкому партнеру, пытается вернуться в небо

Немецкая чартерная авиакомпания с русскими корнями, Blue Wings, остановившая на этой неделе полеты, пытается вернуться в бизнес. Как заявил в интервью Slon.ru ее руководитель Йорн Хельвиг, перевозчик подал в Федеральную авиационную администрацию прошение о возобновлении лицензии.

Это стало возможным после того, как российский акционер немецкого перевозчика, совладелец "Национальной резервной корпорации" Александр Лебедев, перечислил Blue Wings 3 млн евро. Но этим не закончился конфликт акционеров: Хельвига и Лебедева, которые обвиняют друг друга во всех бедах перевозчика.

Два крыла Лебедева

А ведь начиналось сотрудничество русского миллиардера и немецкого авиатора многообещающе. В 2005 году Александр Лебедев, акционер ведущей авиакомпании России - "Аэрофлота", задумал расширить авиационный сегмент своего многоликого бизнеса. Банкир и медиамагнат начал формировать международную сеть авиакомпаний-дискаунтеров "Национальные крылья" (National Wings) с помощью пилота-инструктора Boeing 767 из "Трансаэро" Константина Тетерина. Последний, можно сказать, - отец российского авиадискаунта: несколько лет назад именно он создал концепцию первого в России лоукост-перевозчика, которую впоследствии купили братья Борис и Александр Абрамовичи - и претворили в жизнь, создав Sky Express.

Лебедев же приобрел в России авиакомпанию "Авиалинии 400" (впоследствии она начала работать в чартерном сегменте под именем Red Wings и под руководством Тетерина). Затем бизнесмен стал подыскивать активы за рубежом и договорился о сотрудничестве с основателем немецкой авиакомпании Blue Wings Йорном Хельвигом. Лебедев купил около 48% акций этого перевозчика, а Хельвиг остался его партенером с пакетом в 26% акций и руководителем немецкого подразделения проекта. Blue Wings тоже обосновалась в чартерном бизнесе, выполняя перевозки в Россию, Турцию, Казахстан, ОАЭ на самолетах А320, которые для нее приобрел Лебедев. И довольно успешно: по данным "Коммерсанта", 2008 год Blue Wings завершила пятой по объему перевозок в Германии, с пассажиропотоком в 1,1 млн человек и выручкой в 147 млн евро.

Первоначально планировалось, что с чартеров обе компании плавно перейдут в низкобюджетный сегмент. Но до этого не дошло - грянул кризис, и сильнее всего он сказался на Blue Wings. В марте 2009 года перевозчик впервые прекратил полеты. Его лицензию приостановили за то, что он нарушил требование держать на депозите сумму, равную трехмесячным издержкам. Объясняя тогда происходящее, Лебедев обвинял в проблемах Blue Wings немецкого гиганта рынка перевозок компанию Lufthansa: якобы она испугалась быстрорастущего конкурента и начала ставить палки в колеса с помощью Федеральной авиационной администрации Германии. Лебедев попробовал выйти из проекта, предложив передать Blue Wings "Аэрофлоту" за 1 евро, но тот отказался. А проблему с деньгами в конце концов решили, и в апреле прошлого года Blue Wings вернулась в бизнес.

Прерванный полет

В январе этого года выяснилось, что у Blue Wings опять трудности: на этой неделе авиационные власти страны вновь приостановили лицезию перевозчика, и опять по финансовым причинам. Однако теперь Лебедев видит в этом проделки внутреннего врага. Он рассказал Slon.ru, что это его партнер Хельвиг, а вовсе не Lufthansa, довел компанию до ручки: неправильно расходовал выделяемые средства, заключал невыгодные контракты с контрагентами и всячески вводил в заблуждение российских инвесторов относительно истинного положения вещей в компании и влияния на них Lufthansa. Вдобавок ко всему Хельвиг якобы создал компанию-дублера Blue Wings, чтобы привести существующего перевозчика к банкротству.

Обвинения очень серьезные, и сам Хельвиг в интервью Slon.ru их категорически отрицал, заявив, что это Лебедев не выполнял взятых на себя обязательств по финансированию Blue Wings. По словам Хельвига, российская "сестра" немецкой компании - чартерный перевозчик Red Wings - испытывает точно такие же трудности с Лебедевым, как и Blue Wings. Гендиректор Red Wings Тетерин, впрочем, эту информацию не подтверждает, уверяя, что его авиакомпания в прошлом году накопила наличность, да и структуры Лебедева исправно снабжают ее кредитными деньгами.

Обе конфликтующие стороны настроены решительно, и перспективы их сотрудничества крайне туманны. Хельвиг не собирается покидать компанию - по крайней мере, по собственному желанию. Но не исключено, что Лебедев добьется своего: он грозит Хельвигу обращением в правоохранительные органы и судебным разбирательством и уже направил письмо против оппонента в Федеральную авиационную администрацию Германии. Ее официальный представитель Корнелия Крамер, правда, отказалась подтвердить или опровергнуть эти сведения, предложив искать их в недрах Blue Wings....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка