Slon.ru
15 января 2010, 17:17
Как поссорились основатели Blue Wings
Немецкая авиакомпания, принадлежащая А.Лебедеву и его немецкому партнеру, пытается вернуться в небо
Это стало возможным после того, как российский акционер немецкого перевозчика, совладелец "Национальной резервной корпорации" Александр Лебедев, перечислил Blue Wings 3 млн евро. Но этим не закончился конфликт акционеров: Хельвига и Лебедева, которые обвиняют друг друга во всех бедах перевозчика.
Два крыла Лебедева
А ведь начиналось сотрудничество русского миллиардера и немецкого авиатора многообещающе. В 2005 году Александр Лебедев, акционер ведущей авиакомпании России - "Аэрофлота", задумал расширить авиационный сегмент своего многоликого бизнеса. Банкир и медиамагнат начал формировать международную сеть авиакомпаний-дискаунтеров "Национальные крылья" (National Wings) с помощью пилота-инструктора Boeing 767 из "Трансаэро" Константина Тетерина. Последний, можно сказать, - отец российского авиадискаунта: несколько лет назад именно он создал концепцию первого в России лоукост-перевозчика, которую впоследствии купили братья Борис и Александр Абрамовичи - и претворили в жизнь, создав Sky Express.
Лебедев же приобрел в России авиакомпанию "Авиалинии 400" (впоследствии она начала работать в чартерном сегменте под именем Red Wings и под руководством Тетерина). Затем бизнесмен стал подыскивать активы за рубежом и договорился о сотрудничестве с основателем немецкой авиакомпании Blue Wings Йорном Хельвигом. Лебедев купил около 48% акций этого перевозчика, а Хельвиг остался его партенером с пакетом в 26% акций и руководителем немецкого подразделения проекта. Blue Wings тоже обосновалась в чартерном бизнесе, выполняя перевозки в Россию, Турцию, Казахстан, ОАЭ на самолетах А320, которые для нее приобрел Лебедев. И довольно успешно: по данным "Коммерсанта", 2008 год Blue Wings завершила пятой по объему перевозок в Германии, с пассажиропотоком в 1,1 млн человек и выручкой в 147 млн евро.
Первоначально планировалось, что с чартеров обе компании плавно перейдут в низкобюджетный сегмент. Но до этого не дошло - грянул кризис, и сильнее всего он сказался на Blue Wings. В марте 2009 года перевозчик впервые прекратил полеты. Его лицензию приостановили за то, что он нарушил требование держать на депозите сумму, равную трехмесячным издержкам. Объясняя тогда происходящее, Лебедев обвинял в проблемах Blue Wings немецкого гиганта рынка перевозок компанию Lufthansa: якобы она испугалась быстрорастущего конкурента и начала ставить палки в колеса с помощью Федеральной авиационной администрации Германии. Лебедев попробовал выйти из проекта, предложив передать Blue Wings "Аэрофлоту" за 1 евро, но тот отказался. А проблему с деньгами в конце концов решили, и в апреле прошлого года Blue Wings вернулась в бизнес.
Прерванный полет
В январе этого года выяснилось, что у Blue Wings опять трудности: на этой неделе авиационные власти страны вновь приостановили лицезию перевозчика, и опять по финансовым причинам. Однако теперь Лебедев видит в этом проделки внутреннего врага. Он рассказал Slon.ru, что это его партнер Хельвиг, а вовсе не Lufthansa, довел компанию до ручки: неправильно расходовал выделяемые средства, заключал невыгодные контракты с контрагентами и всячески вводил в заблуждение российских инвесторов относительно истинного положения вещей в компании и влияния на них Lufthansa. Вдобавок ко всему Хельвиг якобы создал компанию-дублера Blue Wings, чтобы привести существующего перевозчика к банкротству.
Обвинения очень серьезные, и сам Хельвиг в интервью Slon.ru их категорически отрицал, заявив, что это Лебедев не выполнял взятых на себя обязательств по финансированию Blue Wings. По словам Хельвига, российская "сестра" немецкой компании - чартерный перевозчик Red Wings - испытывает точно такие же трудности с Лебедевым, как и Blue Wings. Гендиректор Red Wings Тетерин, впрочем, эту информацию не подтверждает, уверяя, что его авиакомпания в прошлом году накопила наличность, да и структуры Лебедева исправно снабжают ее кредитными деньгами.
Обе конфликтующие стороны настроены решительно, и перспективы их сотрудничества крайне туманны. Хельвиг не собирается покидать компанию - по крайней мере, по собственному желанию. Но не исключено, что Лебедев добьется своего: он грозит Хельвигу обращением в правоохранительные органы и судебным разбирательством и уже направил письмо против оппонента в Федеральную авиационную администрацию Германии. Ее официальный представитель Корнелия Крамер, правда, отказалась подтвердить или опровергнуть эти сведения, предложив искать их в недрах Blue Wings....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции