О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первым делом - самолеты…

Сегодня свой 60-летний юбилей отмечает генеральный директор ОАО "Ижавиа", заслуженный работник транспорта Удмуртии М.Хатомкин

Сегодня свой 60-летний юбилей отмечает генеральный директор ОАО "Ижавиа", заслуженный работник транспорта Удмуртии Михаил Хатомкин.

Отличительная особенность Михаила Семеновича - его душевность. Наверное, именно это качество и играет определяющую роль в его жизни, помогает завоевывать уважение людей, преодолевать трудности, делать успехи в карьере. Он добрый, сердечный, задушевный человек, интересный собеседник. Общение с ним - как бальзам на душу. О таких людях говорят: будь у него крылья, полетел бы…

Михаил Хатомкин родился в белорусской крестьянской семье. Когда ему исполнилось 10 лет, его родители переехали в Казахстан на освоение целины. В 1967 году он поступает в Кировоградскую школу высшей летной подготовки. Через три года молодого специалиста направляют в киргизский город Ош, где он работает вначале диспетчером, а затем и руководителем полетов местного авиаотряда. Должность наиответственнейшая, случалось "вести" до 60 самолето-вылетов в час, цена ошибки - человеческие жизни, не говоря уже об экономическом ущербе. Наработанный опыт пригодился в дальнейшей практике, когда Михаил Хатомкин в 1974 году перевелся в Ижевский авиаотряд.

- Михаил Семенович, почему местом выбора стал Ижевск?

- Здесь практически был готов к сдаче в эксплуатацию аэропорт, требовались специалисты. К тому же в то время давали квартиры. Приехал, ознакомился, и меня пригласили. Заметили меня или не заметили, в принципе, неважно, ведь сам себя не выдвигаешь. Приехав сюда, работал старшим диспетчером системы посадки самолетов, руководителем полетов. Меня все устраивало. Однако в 1987 году по состоянию здоровья вынужден был прервать работу в аэропорту. Но когда пошла перестройка, в 1988 году в аэропорту были объявлены выборы командира объединенного авиаотряда. И коллектив меня избрал большинством голосов. Работал по 1992 год, пока, как и многие, не попал под сокращение штатов. Потом трудился уже в "Спецгазавтотрансе", в отделе по организации вахтовых перевозок на Север. Затем меня вновь пригласили в аэропорт сменным начальником аэропорта. Снова попал под сокращение. А после дефолта в 1999 году был назначен директором "Ижавиа". И с этого же года работаю генеральным директором. Наследие досталось очень тяжелое. Достаточно сказать, что долг по зарплате составлял восемь месяцев, а из пригодной к эксплуатации техники оставался всего один самолет с нормативным ресурсом. Но справились, хотя и приходилось идти порой на радикальные меры. Уже через 10 месяцев была ликвидирована вся задолженность по зарплате, причем удалось поднять ее размер на 70 процентов.

- Прошло 10 лет, и вновь кризис. Что в связи с этим волнует вас в первую очередь?

- Прежде всего - сохранение работоспособности нашего предприятия. Мы должны научиться уважать бюджет предприятия, точно так же, как существует бюджет российский. Нам нужно научиться работать планомерно. Рынок все по местам не расставит. Вот у нас здесь бюджет установлен, деньги выделены. Вдруг приходит предписание по какому-либо событию, что необходимо срочно изменить, установить системы. Если это стоило бы 5-10 тысяч рублей, понятно. Но когда счет идет на сотни тысяч, миллионы, десятки миллионов?! Например, начали бороться с терроризмом. Потребовали от нас установить определенное оборудование в зонах досмотра. Но ведь его стоимость не 100-200 тысяч, а 3-5-10 миллионов. Оборудование установили за счет собственных средств.

- Государство вам не помогает?

- Нет. Мы находимся, как раньше говорили, на полном хозрасчете. Что заработали, то и распределили. Но в наш бюджет очень часто командно-распределительными методами включаются из вышестоящих организаций.

- А как реагирует наша республика?

- В свое время республика оказала помощь в ремонте взлетно-посадочной полосы, в прошлом году в пределах 25 миллионов выделила на обновление аэровокзального комплекса, привокзальной территории. Если будут выделены деньги на целевые программы, будем рады. Например, на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, светосигнальное оборудование. Зал у нас чистый, выглядит прекрасно, все функционально работает. На сегодняшний день основные средства нужно вложить в самолетомоторный парк. Если имеются самолеты, значит, республиканский аэропорт будет жить. Не будет самолетов - ничего не будет. Есть понятия "авиакомпания" и "аэропорт". Мы - единое целое. Двумя полетами-вылетами Ижевский аэропорт расходы не покроет. Поэтому мы авиакомпанией зарабатываем по другим аэропортам. И если сегодня говорить о нашем предприятии, то предприятие работоспособно. Мы готовы увеличить объемы в 2,5-3,5 раза, были бы пассажиры платежеспособны, и мы полетим туда, куда потребует пассажир. Закажет рейс в Анадырь - полетим. Мы же летаем в Петропавловск-Камчатский. В настоящий момент по сравнению с 2008 годом у нас произошло снижение пассажиропотока на 60 процентов. Очень большой провал был в январе-феврале прошлого года по вахтовым перевозкам на Север, потому что упали объемы нефтедобычи. На данный момент предприятие работает устойчиво. Самолетомоторный парк имеет ресурс, позволяет работать три года без особых капитальных затрат. Это вселяет надежду. Мы четыре года интенсивно вкладывали деньги в ремонт самолетомоторного парка. Все имеющиеся десять самолетов прошли капитальный ремонт на заводах.

Был бы платежеспособный заказчик, мы готовы выполнить любой объем. Долгов по зарплате у нас нет, платим вовремя. Средняя зарплата по предприятию составляет 17 тысяч рублей, и выдается она дважды в месяц. Исполняются все предусмотренные колдоговором гарантии. Долгов по налогам не имеем. Смотрим в будущее с оптимизмом. В апреле уже увеличится пассажиропоток. Для отдыхающих увеличим объемы перевозок. Думаю, сохраним работоспособность предприятия. Никого не сокращаем, предприятие укомплектовано. Ведем работу по улучшению трудовой дисциплины. У нас жесткий контроль. Все проходят медосвидетельствование перед заступлением на дежурство, после окончания работы все проходят также через медпункт. Ведется регистрация работников, все фиксируется: когда зашел-вышел. В помещениях установлены системы видеонаблюдения.

- Какова стоимость одного самолета?

- Если приобретать современный лайнер типа "суперджет", он обойдется более чем в сорок миллионов евро. Представьте, какие придется устанавливать цены на билеты и какие будут затраты. По стоимости билетов самый дешевый тариф на пассажиро-километр на участках Ижевск-Москва, Пермь-Москва, Казань, Набережные Челны, Свердловск. У нас самый низкий тариф.

- Говорят, что на авиабилеты цены завышены. Так ли это?

- Нет. Это дилетантское мнение. Точно так же, как в последнее время говорят, что импортные самолеты безопаснее отечественных. Ничего подобного. Уровень развития авиационной техники во всем мире примерно одинаков, как и уровень обеспечения безопасности полетов. Летаем мы на Ту-134 750 километров в час. И "Боинг" с такой же скоростью летит. Когда ставили нам задачи "быстрее, выше", никто не считал топливо. В советское время топливо лилось рекой. А сейчас за все надо платить.

Экономика не терпит сослагательного наклонения. Должны быть сухая статистика и четкий анализ. Например, численность нашего предприятия в 1988-1992 годах составляла 1200 человек. Мы перевозили в день 1500 человек. И столько же привозили. А на сегодняшний день перевозим 150. В 10 раз упала производительность труда, численность персонала - в два раза.

- Иностранцы, находясь в Удмуртии, вызывают свои самолеты. Из каких государств прилетают воздушные суда?

- Это бизнес деловой авиации. Бывают из Финляндии, Германии и других стран. Это маленькие самолеты от четырех до восьми посадочных мест. За рубежом подобное давно практикуется. У нас таких самолетов нет. Но наш аэропорт способен их принимать. По России любой может заказать рейс, например, Ан-26 100 с бизнес-салоном. Отвезем куда угодно!

- Расскажите немного о вашей семье, Михаил Семенович.

- Жена Татьяна Михайловна работает в системе авиации по управлению воздушным движением. Старший сын закончил Ижевский мединститут, ординатуру, аспирантуру в Центральном институте головного мозга имени Поленова. Защитил кандидатскую диссертацию в Ленинграде. Работает в ИГМА на кафедре нейрохирургии. Младший сын закончил нефтяной факультет УдГУ, работает непосредственно в нефтяной отрасли. Есть три внучки - Маша, Даша, Наташа. Здесь же живет мама. После развала Союза в 75 лет переехала из Казахстана. Сейчас ей 85 лет, живет с моим братом.

- Кроме работы, от чего еще получаете удовольствие?

- Занимаюсь пасекой, и уже давно. Это - отдых. Посмотришь на пчелок-тружениц, как они работают, и думаешь: вот бы все так трудились. Есть у меня кролики, около ста голов. Все живое требует постоянного ухода, любви, ничего же просто так не бывает, ничего само по себе не рождается. Кроме того, я неплохой столяр, плотник. Когда был безработным, подрабатывал изготовлением столярных изделий. Делал двери, рамы, различные изделия, которые мне заказывали, крыл крыши. Если я занимаюсь каким-либо делом, то занимаюсь профессионально, то есть пытаюсь достичь профессионального мастерства.

- Где предпочитаете проводить отпуск?

- Дома, на собственном участке в деревне Старые Мартьяны. Люблю выезжать на природу. Почему-то жители Удмуртии ищут красивые места в разных регионах, за рубежом. У нас ведь очень красивая природа. А на Каме какая красота, такие у нас чудесные места! Какие леса! Люблю рыбалку. Когда-то ходил на охоту. Люблю читать, играть в шахматы…

Михаил Семенович, несмотря на кризис, говорит оптимистически, словно и проблем нет. И настроение всегда бодрое. Как умелый руководитель, на все вопросы отвечает конкретно, взвешенно, точно. Верно подметил один из работников аэропорта: "Михаил Семенович - находка для нашего предприятия". Михаил Семенович - неординарный человек. Он успешен и на работе, и в обществе, и дома. Это видно и по положительной динамике предприятия. Слушая его, можно не сомневаться: он всегда найдет выход из любой ситуации.

Коллеги о Михаиле Хатомкине

Борис Афонин, заместитель генерального директора ОАО "Ижавиа" по персоналу и общим вопросам:

- Мы с Михаилом Семеновичем общаемся и по работе, и по-товарищески. Он очень общителен и в то же время тверд по характеру. Если возьмется за какое-то дело, то обязательно его выполнит. Не чурается мнения и опыта подчиненных. Михаил Семенович на все 100 процентов отвечает современному уровню и подготовкой, и знаниями. Уделяет большое внимание социальным вопросам. К Новому году дети всегда получают подарки. Совместно отмечаются профессиональные праздники. Говорят, первым делом - самолеты, но ведь за ними люди. Эти 700 человек ОАО "Ижавиа" и обеспечивают наши самолеты.

Нина Обухова, секретарь ОАО "Ижавиа":

- С таким человеком никогда и нигде не пропадешь. Он не оставит в беде, всегда поможет словом и делом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Удмуртская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка