Независимая газета
18 января 2010, 17:08
Без пилота в головах
Переход к дистанционно управляемой авиации - мировой тренд, но только не в России
Полностью частная ижевская компания, работающая всего лишь с 2004 года, практически сразу стала лидером среди российских разработчиков БПЛА. О качестве ее продукции свидетельствует выигрыш тендера МВД Туркменистана в 2009 году. А ведь конкурентами ижевцев тогда выступили фирмы того самого Израиля и Великобритании.
При этом "Беспилотные системы ZALA AERO" господдержки не получают. Но госзаказ на беспилотники существует и, несмотря на кризис, финансируется в полной мере. Хотя ранее руководство ВВС жаловалось, что на разработку БПЛА было израсходовано 1,5 млрд. руб. при нулевом результате. Правда, так и не были названы счастливцы, получившие столь щедрые ассигнования. Есть основания считать, что эти деньги просто "распилили" чиновники в погонах и "эффективные менеджеры" ВПК.
Бюджетные деньги успешно кем-то осваиваются, а силовики, жалуясь, что отечественные БПЛА не отвечают необходимым требованиям, покупают беспилотники в Израиле. Складывается ощущение, что их просто принуждают сверху применять новые военные технологии, вот они и озаботились спешной покупкой "модной" техники. Причем исключительно разведывательной.
Наши военные не хотят или не способны понять, что беспилотная авиация - стратегический тренд. Вся мировая авиация развивается в этом направлении. Эксперты однозначно говорят, что истребитель 6-го поколения будет беспилотным, его сверхманевренность не будет ограничена способностью пилота переносить перегрузки. Пока в России с трудом внедряют малые БПЛА во фронтовую разведку, за рубежом весь спектр авиационной техники роботизируется или переводится на дистанционное управление. Только перевозку пассажиров и доставку ядерного оружия оставят пилотам.
Разведка погоды, ретрансляция связи, радиоэлектронное подавление, ракетно-бомбовые удары, транспортировка боеприпасов и техники, тушение пожаров, картографирование и все остальное - сфера применения беспилотных дронов (боевых роботов). Разработанные для БПЛА системы управления скоро перейдут в наземную технику - танки, транспортеры, самоходную артиллерию. Уже сейчас речь идет о новых принципах военного искусства, перечеркивающих все прежние теории и опыт. В 2010 году ВВС США закупят беспилотных аппаратов больше, чем пилотируемых. Это настоящая революция, ведь речь идет о полноценных боевых самолетах, а не о "карманных" моделях.
Нашу страну отбросят на задворки истории, если не покончить с тотальной некомпетентностью, коррупцией и безответственностью. У нас отсталая Военная доктрина, и нет гарантий, что следующая окажется более современной. Военно-промышленная комиссия занята дележкой средств и поддержкой абсурдных дорогостоящих проектов вроде флотилии авианосцев. Непрозрачные финансы гособоронзаказа позволяют красть и транжирить миллиарды. Управляют всем чиновники, а не специалисты и эксперты.
Уже очевидно, что надо выстраивать принципиально иную систему принятия решений, которая действовала бы в интересах государства, а не чиновничье-директорских группировок. В сфере новейших технологий отдавать предпочтение частным фирмам, доказавшим свою эффективность, заинтересованным в конкурентной продукции, а не в "распиле бабла". Так это делается во всем цивилизованном мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции