О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты США: Кафка становится былью

Службы контроля безопасности в аэропортах США, обжегшись на молоке, дуют на воду

Службы контроля безопасности в аэропортах США, обжегшись на молоке, дуют на воду. После истории с нигерийским террористом, чуть не взорвавшим летевший из Амстердама в Детройт самолет, появился список из 14 стран, граждане которых будут подвергаться особо пристрастной проверке при регистрации на рейсы в Соединенные Штаты. А теперь вот еще и Департамент внутренней безопасности (специальное ведомство, созданное при президенте Буше-младшем для координации антитеррористической деятельности) объявил, что с 15 января проверка будет вестись не только на входе в здания аэропортов, но и на прилегающих к ним территориях.

Агенты департамента будут проводить выборочные обыски подозрительных лиц вблизи аэропортов, причем для пущей надежности будет использоваться специальное оборудование по поиску взрывчатки. Так что если где-нибудь в США вы захотите прогуляться с динамитом в кармане, лучше не приближайтесь к аэропортам. Глава департамента Джанет Наполитано выступила со своеобразным извинением-предупреждением, сказав, что ее ведомство "высоко оценивает терпение и понимание" иностранцев.

Иностранцам и в самом деле лучше всего запастись терпением, ибо его им понадобится очень много. В соответствии с новыми правилами, граждане Афганистана, Алжира, Ливана, Ливии, Ирака, Нигерии, Пакистана, Саудовской Аравии и Йемена должны будут подвергаться при посадке на рейс особо тщательной проверке. Еще более суровые процедуры предусмотрены для стран, которые США считают "спонсорами терроризма" - Кубы, Ирана, Судана и Сирии. Вряд ли граждане этих стран поймут логику американских властей. Ведь среди террористов, совершивших теракт 11 сентября 2001 года и другие громкие акты воздушного пиратства, есть не только саудовцы и ливийцы, но и, скажем, египтяне и иорданцы. Тем не менее египтяне и иорданцы и дальше будут относительно свободно проходить на свои рейсы, в то время как кубинцы и сирийцы, чьи земляки таких преступлений не совершали, подвергнутся весьма неприятной проверке. Особенно часто жалуются женщины из мусульманских стран, где процедура прощупывания одежды и тела, принятая в аэропортах, считается оскорбительной.

Вторая подозреваемая группа - американцы, часто путешествующие за рубежом. И эта предосторожность с бюрократической точки зрения вполне логична, поскольку, как показал случай с американским военным психологом ближневосточного происхождения, расстрелявшим сослуживцев в прошлом году, американское гражданство отнюдь не является гарантией иммунитета к экстремистским идеологиям. К тому же праздный (не связанный с работой или бизнесом) интерес к чужим странам - не в культуре среднего американца, как правило, считающего свою страну лучшей в мире. Примером может служить бывший президент Джордж Буш-младший, до своего воцарения в Белом Доме посетивший одну только Мексику (выезды за рубеж с отцом-дипломатом в детстве не в счет). Так что американец, посвящающий драгоценный отпуск поездкам за рубеж, в новых условиях рискует выглядеть в глазах соотечественников этаким гадким утенком.

Особое внимание будет уделяться тем американским гражданам, которые летят домой из 14 "нехороших" стран или хотя бы приземлялись в их аэропортах на пути в США. В этом случае проверка будет обязательной, в то время как для тех граждан США, которые решили посетить, скажем, Россию, она будет выборочной.

Как видим, все эти меры могут иметь прямое отношение и ко многим нашим согражданам. В США живут десятки тысяч россиян, которые, получив американское гражданство, не отказались от российского и часто ездят на родину. Многие российские чиновники, дипломаты, технические специалисты посещали и посещают Кубу, Сирию, Ливан. Все они рискуют попасть, извините за невольный каламбур, в группу риска.

Единственным утешением в этих условиях может быть тот факт, что и сами американцы, попав в список "ненадежных" пассажиров, не только подвергаются жестким проверкам, но и годами не могут снять с себя клеймо подозреваемых. Хрестоматийный пример подобного рода ситуации привела газета "Нью-Йорк таймс", рассказавшая о восьмилетнем американце Майкле Хиксе. Несмотря на наличие респектабельных родителей, членство в скаутской группе "Медвежата Нью-Джерси" и весьма безобидный вид, в аэропортах мальчик подвергался неоднократным обыскам, а его родителям приходилось выдерживать многочасовые допросы только потому, что его полный тезка и однофамилец, "нехороший" Майкл Хикс, чем-то не угодил в свое время департаменту внутренней безопасности. Если учесть, что Майкл Хикс - весьма распространенные в США имя и фамилия, легко предположить, что маленький Майки не одинок в своей беде.

Интересная статистика: в американском списке лиц, которым запрещен проход на самолеты (так называемый no fly list), значатся 2500 фамилий, причем только 10 процентов этих людей проживают в США. Еще 13 500 человек зачислены в группу, члены которой должны подвергаться в аэропортах особенно придирчивой проверке. А жалоб от незапятнанных граждан, требующих удалить их имя и фамилию из списков подозреваемых, департамент внутренней безопасности получил уже более 82 тысяч! Как видим, не одни российские чиновники родились, чтоб Кафку сделать былью.

Объясняется подобный разброс в статистике, очевидно, тем фактом, что исторически новых иммигрантов в США поощряли брать одни и те же англосаксонские фамилии. Цель - не выделяться, слиться с массой, которая в США, как и везде, не любит инородные тела. Да и американское государство было не прочь поддержать свое "морально-политическое единство" таким недорогим способом. Людям предлагали начать новую жизнь, и документы с новыми фамилиями выдавались прямо на острове в нью-йоркской гавани, где шла натурализация вновь прибывших. Так мой знакомый словак Курташ стал Кертисом, а немецкий еврей Блокман в одном из романов Фицджеральда стал Блэком. Многие годы в США было легко сменить имя и фамилию, причем, как правило, выбирались стандартные англосаксонские заменители. Так появились многочисленные Кинги, Смиты и Хиллы, ныне попадающие по вине проштрафившихся однофамильцев в черные списки. А выбраться из такого списка оказывается еще сложнее, чем отменить свой приговор господину К. из знаменитой повести Франца Кафки "Процесс".

Увы, опыт показывает, что рано или поздно американские технологии слежки и контроля проникают в Европу, а потом и в другие цивилизованные страны мира. Чиновники Евросоюза уже сообщили, что они, скорее всего, сделают использование сканнеров (мощных аппаратов просвечивания, позволяющих инспекторам исследовать все уголки тела пассажиров) обязательным во всех странах ЕС. В США, где в аэропортах пока работают 40 сканнеров, Администрация транспортной безопасности (TSA) уже заказала десяточек новых. Вовсю идут разговоры о том, что необходимо новое оборудование, которое не давало бы террористам использовать тактику наркокурьеров - глотать взрывчатку и протаскивать ее в животе (!).

В блогосфере и письмах в газеты американцы жалуются на грубость сотрудников TSA, как правило, набираемых за маленькие деньги и обращающихся с просвечиваемыми ими пассажирами сообразно зарплате. Притчей во языцех стали истории людей, которые, изменив фамилии, выпали из черного списка. "Выходит, назовись Осама бен Ладен, скажем, Раулем, он смог бы пройти на рейс, да еще и кофе с этими ребятами выпить?!"- возмутился автор письма в "Нью-Йорк таймс". Впрочем, как и следовало ожидать, голоса американских правозащитников, предлагающих вместо новых и новых проверок задаться вопросом, почему США так не любят за границей, тонут в хоре бдительных граждан. Страх - намного более мощный агитатор, чем логика....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка