Российская газета
19 января 2010, 11:04
Полный улет
Эксперты назвали Африку наиболее опасным для полетов регионом
О мировых авиатенденциях корреспондент "РГ" беседует с президентом консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерием Шелковниковым.
- Валерий Георгиевич, любая авиакатастрофа - это всегда чьи-то жизни. Раскладывать "по полочкам" их всегда очень тяжело. Поэтому, отбросив эмоции, просто хочу уточнить: нынешний показатель по пассажирским самолетам - самый низкий за последние годы?
- Да. Это, действительно, лучшая позиция. Но вообще минувший год складывался драматически. Почему? В мае произошел резкий скачок авиационных происшествий. Всемирный фонд безопасности полетов забил тревогу, с серьезнейшими заявлениями выступил президент фонда Билл Восс. И знаете, то ли стечение обстоятельств, то ли сработало! Уже после июля кривая катастроф покатилась вниз. В результате 2009 год стал самым "благополучным" за последние десять лет. Для сравнения: с 1999 по 2008 годы в небе каждый год в среднем происходило 32 ЧП.
- А какая ситуация с грузовыми самолетами?
- На их долю пришлось 33 процента катастроф. Меньше всего неприятностей было при тренировочных полетах - 10 процентов. И всего 3 процента - при перегонках воздушных судов.
- Эксперты назвали наиболее опасный для полетов регион?
- Конечно. Это снова Африка: 30 процентов всех катастроф с погибшими случилось именно там. И это с учетом того, что в Африке выполняется лишь 3 процента от общего количества рейсов. Такое соотношение выводит Африку на абсолютное "первое место". Хотя в Азии зарегистрировано 43 процента катастроф, их пропорция к общему количеству выполненных полетов в разы меньше, чем на Черном континенте.
- А как выглядят Америка, Европа?
- На Европу приходится 10 процентов всех авиакатастроф. На Америку - 9 процентов, Австралию и Океанию - по 3 процента. Кстати, в пяти из тридцати зарегистрированных ЧП рейсы выполнялись авиакомпаниями, включенными в "черный список" Евросоюза.
- Так что правильно делает Евросоюз, вводя жесткие ограничения на полеты в свое воздушное пространство для тех, кто не выполняет требования безопасности?
- Безусловно. Это дает положительный результат. Например, в 2007 году разбились самолеты девяти авиакомпаний, включенных в "черный список" Евросоюза.
- Какие показатели по деловой авиации?
- В списке четыре катастрофы корпоративных самолетов, в которых погибло 11 человек. В том числе 26 октября в Белоруссии потерпел крушение бизнес-джет Hawker-125 российской авиакомпании S-Air. Погибли пять человек, включая генерального директора авиакомпании.
- Раньше эксперты утверждали, что наибольшее количество неприятностей с самолетами происходит при заходе на посадку и посадке. Это по-прежнему так?
- Так. Авиационные происшествия на этих этапах полета составили 36 процентов. Но это поразительный успех! Поясню. С момента зарождения авиации именно они остаются самыми сложными: здесь случалось около 60 процентов всех ЧП. И это была одна из главных проблем авиации.
В 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал Целевую группу из ста всемирно известных экспертов, которые разработали уникальный документ - руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Его одобрила Ассамблея ИКАО. В мире было проведено огромное количество семинаров. А само руководство стало настольной книгой пилотов. С позиции функционирования больших систем - налицо положительное влияние принятого международным авиационным сообществом великолепного решения и настойчивое его внедрение.
- А сколько происшествий, скажем, случилось на взлете?
- На взлете - 10 процентов, при наборе высоты - 20 процентов, по маршруту - 27 процентов.
- Насколько я понимаю, некоторые события прошлого года стали толчком к тому, что сейчас многие страны пересматривают требования к авиационной безопасности в сторону ужесточения?
- Вы правы. В 2009 году было четыре попытки угона самолетов. Кроме того, зарегистрировано два случая противоправных действий. Так, 25 декабря 23-летний нигериец попытался взорвать самодельную бомбу на борту американского самолета, следовавшего из Амстердама в Детройт. После этого происшествия меры безопасности принимаются беспрецедентные.
Составлен список из 14 государств, граждане которых, следующие в США, будут подвергаться наиболее тщательному досмотру и обыску. В список вошли: Алжир, Афганистан, Ирак, Иран, Йемен, Куба, Ливан, Ливия, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан.
- Гражданская авиация остается одним из самых безопасных видов транспорта?
- Конечно. И это тоже подтверждает статистика: более 30 тысяч человек в год погибают в России на дорогах, в США более 800 - только на велосипедах. Вот и сравнивайте. Однако у авиаторов существует правило: никогда не хвалиться успехами в области безопасности. Не следует допускать, чтобы под влиянием продолжительного отсутствия катастроф или серьезных инцидентов развивалось чувство успокоенности или ложной безопасности. Это чревато.
- Скажите, а сколько авиакомпаний России и стран СНГ на сегодняшний день прошли аудиторскую проверку состояния безопасности полетов ИАТА?
- По состоянию на 31 декабря 2009 года - 21. Это радует. Три года назад их было только шесть.
Наиболее громкие мировые катастрофы минувшего года
12 февраля - в США потерпел катастрофу новейший самолет de Havilland Canada DHC-8-402 Q400 2008 года выпуска американской авиакомпании Colgan Air при заходе на посадку в аэропорт Buffalo Niagara. Все 49 человек, находившиеся на борту, погибли.
1 июня - самолет Airbus A330-203 авиакомпании Air France, выполнявший международный пассажирский рейс AF 447 из аэропорта Rio de Janeiro-Galeao (Бразилия) в аэропорт Paris-Charles de Gaulle (Франция), во время грозы пропал над акваторией Атлантического океана. Погибли 228 человек.
16 августа - два самолета Су-27UB из знаменитой пилотажной группы "Русские Витязи" столкнулись в полете. Погиб командир пилотажной группы, заслуженный военный летчик Игорь Ткаченко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
