Красная звезда
3 февраля 2010, 10:21
С почином, "Су"дарь!
29 января на аэродроме Дземги Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения первый полет выполнил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
Что в имени твоем...
Практическое воплощение американской программы по созданию авиационного комплекса 5-го поколения началось в 1983 году. В ответ на это СССР приступил к аналогичным работам. Они были прерваны после распада союзного государства и разразившегося в России экономического кризиса.
США продолжали реализацию своих планов. В 1990 году состоялся первый полет прототипа. Еще через семь лет Соединенные Штаты приступили к испытаниям опытного истребителя. Серийными истребителями F-22 Raptor первая американская строевая часть была полностью укомплектована в 2006 году.
Главными отличительными чертами самолета 5-го поколения западные эксперты называют: возможность выполнения сверхзвукового полета на крейсерском режиме без использования форсажа; наличие бортовой радиолокационной станции с активной фазированной решеткой; применение элементов искусственного интеллекта в информационных системах; боевая многофункциональность, позволяющая поражать воздушные, наземные, надводные цели. Необходимо отметить, что требования, активно рекламируемые в США на начальном этапе работ, затем претерпели изменения.
Например, американские конструкторы не смогли выполнить требование по сверхманевренности. Тогда начались уверения, что она не нужна, и приоритетной сочли возможность всеракурсного применения вооружения. При этом ставка делается на дальний воздушный бой.
После того как 27 марта 1999 года в районе деревни Будановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии был сбит F-117A, широко разрекламированный термин "невидимка" трансформировался в "снижение заметности".
Российские специалисты в качестве основных признаков авиационного комплекса 5-го поколения называют: сверхманевренность и длительный сверхзвуковой полет, малозаметность во всех физических полях, круглосуточность, всепогодность, скрытность применения, наличие глубоко интегрированного многофункционального комплекса бортового оборудования новой архитектуры с элементами искусственного интеллекта, многоканальность применения авиационных средств поражения и высокоэффективную автоматизированную систему обороны.
После стабилизации экономической ситуации в России на правительственном уровне приняли решение вернуться к созданию отечественного авиационного комплекса 5-го поколения. В 2002 году по итогам проведенного конкурса разработчиком ПАК ФА выбрано "ОКБ Сухого". Несмотря на имеющиеся научно-технические и конструкторские заделы, работу пришлось начинать практически с нуля. Главной причиной стала необходимость выхода на более высокий технический и технологический уровни авиастроения.
В ожидании первого полета
Наиболее тревожным для поклонников отечественной авиации выдался прошлый год. В самом его начале главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что работы по созданию ПАК ФА выполняются в соответствии с намеченными планами. Авиационный комплекс, подчеркнул он, будет способен выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, обладать сверхманевренностью, малой заметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Взлетно-посадочные характеристики позволят использовать короткие ВПП. Оборудование и вооружение авиакомлекса позволят поражать воздушные и наземные цели противника. В качестве ориентировочной даты первого полета были названы конец лета - начало осени.
На МАКС-2009 новостью номер один стало заявление главкома, что один из трех экземпляров авиационного комплекса 5-го поколения находится недалеко от места проведения авиасалона и проходит статические испытания.
В декабре уходящего года очередной знаковой новостью стало сообщение о наземных испытаниях первого летного образца истребителя 5-го поколения, в ходе которых выполнена рулежка, скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе, а также отрыв передней стойки шасси от поверхности во время разгона и выпуск тормозного парашюта. Первый полет нового самолета перенесли на начало 2010 года.
За неделю до дебютного полета ПАК ФА в подмосковном Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Су-27М с двигателем, разработанным НПО "Сатурн" и предназначенным для самолета 5-го поколения. Полет длился 45 минут и был успешным, претензий к работе двигателя не было.
В целях обеспечения начала летной эксплуатации двигателя, в том числе с принципиально новой системой автоматического управления, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний.
После завершения необходимого объема испытаний на летающей лаборатории получено заключение о возможности первого полета самолета 5-го поколения с новым двигателем.
События последних двух месяцев свидетельствуют, что во главу угла ставилась техническая и юридическая готовность ПАК ФА к началу летных испытаний. Никто не стал приурочивать его дебют к какой-то юбилейной дате или ранее указанному сроку. Создание новейшего авиационного комплекса не терпит суеты.
Дебют с прицелом в будущее
29 января Сергей Богдан приступил к выполнению полетного задания и в 11 часов 19 минут начал взлет. Опытный образец ПАК ФА провел в воздухе 47 минут. За это время летчик-испытатель выполнил первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, а также штатную уборку и выпуск шасси. По оценке Богдана: "Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять".
По сообщению пресс-службы Компании "Сухой", ПАК ФА оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию "электронного пилота", и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
Использование инновационных технологий и композиционных материалов, аэродинамическая компоновка самолета, выполненные мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. По оценке специалистов фирмы, указанные новшества значительно повысили боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Не секрет, что для России данный проект имеет большое значение. Все достижения и успехи прошедших десятилетий в боевой авиации базировались на программах, в большей своей части разработанных и реализованных во времена СССР. Создание новейшего авиационного комплекса это своеобразный экзамен для отечественного авиапрома в новом веке.
Демонстрация полета ПАК ФА подтвердила, что в России авиакомплекс 5-го поколения создан. В настоящее время в средствах массовой информации идут дискуссии о его тактико-технических характеристиках и возможностях. Специалисты к этому относятся более спокойно.
Во-первых, пока не снят режим секретности.
Во-вторых, необходимо завершить все связанные с программой проекты. В частности, по двигателю самолета, системам вооружения.
Третье и не менее важное - подтвердить ТТХ на государственных совместных испытаниях. Например, только для определения и подтверждения боевых возможностей ПАК ФА предстоит модернизировать и оборудовать полигон ГЛИЦ Минобороны в соответствии с заявленными возможностями авиакомплекса.
Вместе с тем сроки выполнения поставленных задач установлены весьма жесткие. На заседании президиума Правительства России его председатель Владимир Путин отметил: "В 2013 году первая партия должна поступить в наши Вооруженные Силы, а в 2015 должны осуществляться уже серийные закупки". Проект ежегодно финансируется на 100 процентов.
Генеральный директор ОАО "Компания "Сухой" Михаил Погосян после полета истребителя заявил: "Сегодня мы приступили к выполнению программы летных испытаний самолетов 5-го поколения. Это большой успех российской науки и конструкторской мысли. За этим достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров. Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты наряду с модернизированными авиационными комплексами 4-го поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий".
Косвенным подтверждением имеющихся возможностей по выполнению намеченных планов служат и обнародованные ОАО "Компания "Сухой" итоги 2009 года, о которых сообщили за два дня до знаменательного события.
Компания в полном объеме выполнила государственный оборонный заказ 2009 года по производству новых боевых самолетов, а также ремонту и модернизации авиатехники, стоящей на вооружении ВВС России.
Входящие в холдинг заводы - КнААПО и Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО) - передали российским ВВС заключительные партии модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и многоцелевых истребителей Су-27СМ. Были проведены ремонт и модернизация палубных истребителей Су-33.
На НАПО развернуто серийное производство новых ударных самолетов Су-34. Они поступают на вооружение ВВС согласно заключенному долгосрочному контракту с Минобороны РФ.
Изготовленные на КнААПО многофункциональные сверхманевренные истребители Су-35 в течение прошлого года проходили этап предварительных испытаний. На заводе развернуты работы по выполнению нового госконтракта на поставку нашим ВВС 48 Су-35 до 2015 года.
Все это убедительно доказывает, что руководство страны выбрало правильный путь и принимаемые им меры способствуют выводу отечественного авиапрома из тупика "саморегулируемой рыночной экономики".
На мировом рынке вооружений
Как уже говорилось, в мире только Россия и США смогли, опираясь на свой научно-промышленный потенциал, создать авиационные комплексы нового поколения.
Вместе с тем стоящий на вооружении F-22 Raptor стал самым дорогим истребителем в мире. По оценкам экспертов, стоимость производства каждой машины около 140 млн. долларов. А если учесть все затраты на программу, то цена возрастает до 350 млн. Конгресс принял решение прекратить производство этих самолетов.
Теперь США реализуют следующую программу по созданию многоцелевого истребителя 5-го поколения - F-35 Lightning II. Запланировано также создание унифицированного типа этого авиационного комплекса для принятия на вооружение ВВС Австралии, Великобритании, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии и Турции. Всего на разработку проекта указанные страны запланировали расходы в общем объеме 40 млрд. долларов. В США из-за недофинансирования испытания F-35 идут с большим отставанием от графика. Дата завершения разработки истребителя может быть сдвинута на 2015 год.
Ряд других стран, не входящих в блок НАТО, тоже желают обладать авиационными комплексами нового поколения. К их числу относится Индия. Она несколько десятилетий занимается закупкой современного вооружения вместе со строительством предприятий по его лицензионному выпуску. Кроме того, индийская сторона диктует зарубежным производителям требования к закупаемым образцам.
Индийские военные сформулировали требования к авиакомплексу 5-го поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). В декабре 2008 года компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и ОАК подписали контракт о его совместной разработке и производстве.
Михаил Погосян, комментируя в КнААПО начало летных испытаний новой машины, отметил: "В планы Компании "Сухой" входит и дальнейшее развитие программы ПАК ФА, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами. Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке".
Без сомнения, поступление на вооружение индийских и российских ВВС авиационного комплекса 5-го поколения будет свидетельствовать, что Россия сохранила статус мирового лидера авиастроения. Начало полетов по программе испытаний - очередной шаг по пути развития авиапрома страны. Конечно же впереди еще огромный объем работы, но, как гласит народная мудрость, дорогу осилит идущий. С днем рождения, "Су"дарь!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции