О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОАК готовит второе пришествие инвестсоглашений

ОАК в рамках разработки механизма поддержки продаж отечественной авиатехники подготовила предложения по беспошлинному ввозу магистральных самолетов иностранного производства. Но в обмен на льготу авиакомпании будут обязаны заключить с корпорацией контракты на поставку российских самолетов

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в рамках разработки механизма поддержки продаж отечественной авиатехники подготовила предложения по беспошлинному ввозу в Россию магистральных самолетов иностранного производства. Согласно инициативе, авиакомпании могут быть на пять лет освобождены от уплаты таможенных пошлин по сделкам операционного лизинга. Но в обмен на эту льготу российские авиакомпании будут обязаны заключить с корпорацией контракты на поставку Ан-148, SSJ-100, Ту-204 или МС-21.

Президент ОАК Алексей Федоров в пятницу будет выступать на VII Красноярском экономическом форуме с докладом "Региональные перевозки - будущее в новом качестве", представляя предложения ОАК по развитию этого сегмента рынка. Как рассказал "АвиаПорту" источник в авиаотрасли, к выступлению на форуме специалисты корпорации подготовили предложение об изменении концепции тарифного регулирования по поставкам отечественной авиатехники. По словам собеседника, при заключении контракта на поставку Ан-148, Ту-204, SSJ-100 или МС-21 российские авиакомпании смогут ввозить "иномарки" на пять лет на льготных условиях - с учетом освобождения от уплаты пошлин и НДС.

Соответствующее соглашение будет заключаться между авиакомпанией, правительством РФ, лизинговой компанией и российским заводом-изготовителем отечественной авиатехники. "По истечении пяти лет авиакомпания обязана отказаться от эксплуатации иномарки, либо уплатить пошлину в полном объеме", - уточняет собеседник.

По его словам, реализация этого предложения позволит авиакомпаниям закрыть потребность в среднемагистральных самолетах в размере около 150 кресел до 2016-2018 годов, пока на рынке не будет представлен МС-21. Правда, при этом ОАК будет предлагать разрешить ввоз "иномарок" типа A319 и А320, но не А321 или "старшие" модели Boeing 737, которые по размерности являются конкурентами Ту-204.

Официальный представитель ОАК Константин Лантратов подтвердил "АвиаПорту", что "ОАК представит концепцию, нацеленную на поддержку продаж отечественной авиатехники", в том числе определяющую принципы поддержки авиакомпаний в период, пока на рынке не будут представлены российские самолеты востребованной размерности.

Первым перевозчиком, на котором ОАК "обкатывает" формат соглашения, стала компания правительства Москвы "Атлант-Союз". Генеральный директор этой компании Евгений Бачурин подтвердил "АвиаПорту", что авиакомпания "Атлант-Союз" ведет переговоры с ОАК о возможной схеме. "Скорее всего, будет принят формат инвестиционного соглашения", - предположил собеседник.

По его мнению, наиболее сложными являются вопросы условия контракта по лизингу иностранных воздушных судов и по определению паритетного количества самолетов, которые необходимо законтрактовать у ОАК. "Условие освобождения от таможенных пошлин сроком на пять лет - это не совсем то, что нужно авиакомпаниям", - подчеркнул он. Перевозчики заинтересованы в том, чтобы режим беспошлинного ввоза предоставлялся на весь жизненный цикл самолета. Кроме того, полагает Е.Бачурин, нужно искать компромисс в вопросе определения числа контрактуемых самолетов. "Как уравновесить контракт на Ан-148 и на Boeing 737: засчитывать самолеты один к одному, или три к одному", - задается вопросом он. Для перевозчика предпочтителен первый вариант, в то время как ОАК предлагает устанавливать паритет исходя из количества кресел в салоне воздушного судна.

По словам руководителя авиакомпании, "Атлант-Союз" рассчитывает сформировать перспективный флот, делая ставку на отечественные воздушные суда: две трети парка будут составлять лайнеры производства ОАК. Однако порядка 20 воздушных судов будут иностранного производства. "У нас уже есть пять Boeing 737, еще четыре должны поступить в следующем году. Мы бы хотели получить освобождение от таможенных пошлин в зачет нашего контракта на Ан-148 и Ту-204СМ", - уточнил он.

Гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) Александр Рубцов рассказал "АвиаПорту", что он знает о предложениях по такой схеме ввоза иностранной техники. "Пока на рынке нет самолета класса МС-21, пожелания авиакомпаний ввезти импортные аналоги понятны. Это можно было бы организовать через ИФК, ФЛК или "ВЭБ-лизинг", но схема должна быть ясной, организованной и четко прописанной, так как на контракте с "Аэрофлотом" мы уже обожглись. Правда, на мой взгляд, с учетом нынешнего финансового положения российских авиакомпаний это предложение может быть интересно лишь двум-трем фирмам, в частности, "Атлант-Союзу", - сказал он.

По словам А.Рубцова, сейчас ИФК завершает переговоры о переводе соглашения "Атлант-Союза" о приобретении 30 Ан-148 и 15 Ту-204СМ в твердый контракт, лизинговая компания уже ждет от авиакомпании авансовые платежи. "Мы знаем о желании "Атлант-Союза" ввезти самолеты класса Boeing 737 или A320, вполне адекватно это воспринимаем, хотя это впрямую не связано с нашим контрактом, - говорит гендиректор лизинговой компании. - В случае "Атлант-Союза" решение о ввозе "иномарок" будет принимать правительство РФ. Впрочем, если подобная договоренность есть у "Аэрофлота" и "Трансаэро", почему не дать "Атлант-Союзу"?

Другие авиакомпании пока не знакомы с инициативой авиастроителей в деталях, но в целом оценивают ее позитивно. "Такая схема однозначно была бы интересна, все же таможенные платежи - серьезная нагрузка на перевозчиков", - констатирует собеседник в авиакомпании "Сибирь". Однако он дополняет, что сама процедура должна очень детально обсуждаться. "Когда речь идет о том, что в обмен на эту опцию надо подписаться на отечественные воздушные суда, надо говорить не абстрактно, а детально, о каких типах идет речь, и с какими характеристиками. Мы в свое время на многое подписывались, но что-то не появилось вовсе, а что-то появилось, но с другими характеристиками и с другой стоимостью", - отмечает специалист.

Директор департамента связей с общественностью и государственными органами "Аэрофлота" Олег Михайлов также отметил, что ОАК пока не обсуждала с перевозчиком это предложение.

В свою очередь, заместитель генерального директора "Трансаэро" Дмитрий Столяров напомнил "АвиаПорту", что руководство авиакомпании неоднократно обращалось в ОАК с такой инициативой в связи с реализацией сделки на поставку 10 самолетов Ту-214. "Конечно, нас это (освобождение от уплаты пошлин на ввоз иностранных воздушных судов - АвиаПорт) интересует. Когда мы услышали, что ОАК такое уже сделала с "Аэрофлотом", обращались с предложением сделать то же самое по Ту-214", - отметил он. Правда, в данном случае авиакомпания рассчитывает упростить ввоз воздушных судов, которыми приходится замещать не поставленные своевременно российские лайнеры.

Отметим, что это уже не первое предложение ОАК по механизму беспошлинного ввоза иностранных самолетов. Так, еще в конце декабря 2008 года в Минпромторг было направлено письмо президента ОАК А.Федорова с описанием двух вариантов механизма беспошлинного ввоза в Россию импортных самолетов. Схема, которую на тот момент предлагала ОАК, предполагала, что иностранные самолеты будет в режиме временного ввоза импортировать дочерняя лизинговая компания ОАК с последующей передачей в операционный лизинг российским авиакомпаниям. Те, в свою очередь, должны будут заключить контракты с ОАК на поставку в финансовый лизинг российских самолетов "аналогичного класса". К сроку поставки отечественных судов ОАК обязуется вывезти иностранные самолеты за пределы РФ. Оба варианта предполагали беспошлинный ввоз самолетов дочерней компанией ОАК, но в первом предлагалось полностью освободить компанию от 20% пошлины и 18% НДС, а во втором - субсидировать платежи из госбюджета. В письме отмечалось, что второй вариант с финансовой точки зрения менее привлекателен для авиакомпаний, а также предполагает риск неполучения субсидий. При этом на тот момент в Минэкономразвития сомневались, что Минфин согласует бюджетные субсидии на возмещение пошлин и НДС при временном ввозе импортных самолетов.

При этом, как известно, "Аэрофлот" и "Трансаэро" ранее заключали инвестиционные соглашения с Минэкономразвития и, соответственно, ИФК и ФЛК, которые предусматривали освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе нескольких воздушных судов в обмен на обязательство компаний взять на условиях лизинга шесть лайнеров Ил-96 и десять Ту-214 соответственно. Сделка "Аэрофлота" по "Илам" в итоге так и не состоялась, при этом стороны отмечали, что инвестиционное соглашение не имело юридической силы. В свою очередь "Трансаэро" получила три Ту-214 со значительными задержками по сроку поставки.

В ОАК признают, что пока данная инициатива не была представлена ни в правительство, ни в Минэкономразвития, ни в Минфин. Но и без заключения этих ведомств понятно, что одним из самых сложных вопросов будет отмена НДС. Как известно, воздушные суда нескольких категорий (вместимостью до 50 кресел и свыше 300 кресел) освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Россию, однако перевозчики все равно должны уплачивать НДС в размере 18%. Эксперты оценивают возможность появления такого прецедента как маловероятную. Впрочем, авиакомпаниям решения проблемы пошлин было бы достаточно. Касаясь возможности отмены НДС, Е.Бачурин отметил, что "это было бы идеально". Однако, дополнил он, вопрос отмены НДС не столь критичен, так как существующий механизм возврата этого налога перевозчиком эффективно используется....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка