Jet
26 февраля 2010, 17:33
Время покупать
Обвал цен и обилие предложения на вторичном рынке бизнес-джетов ставит покупателя в весьма выгодную позицию
О том, что рынок бизнес-авиации цикличен, знают, пожалуй, все. Но мало кто умеет этими знаниями пользоваться на практике. Ежегодный рост производства бизнес-джетов и перегрев вторичного рынка в период большого бума 2003-2008 годов закончился уже больше года назад. И мы столкнулись с новой реальностью. Факторы, тянувшие рынок вверх, неожиданно перестали работать. Покупательский спрос под давлением последствий мировой экономической рецессии обрушился. Покупать стало некому. Цены на самолеты дрогнули и, сначала нехотя, а потом все стремительней, покатились вниз. Тот, кто еще недавно переплачивал миллионы долларов за покупку раннего слота на поставку нового самолета, вынужден был выставлять свой новехонький бизнес-джет на продажу, да еще и по цене, едва ли не на четверть меньше первоначальной. В подобной ситуации оказались и многие наши соотечественники. По некоторым данным, почти каждый третий из контролируемых российскими владельцами самолетов оказался на рынке. Так сработал эффект "сдувающегося пузыря", заставив многочисленных брокеров-продавцов (да и самих производителей) гоняться за редким и придирчивым покупателем.
Такое "развитие пузырями" вообще характерно для бизнес-авиации на протяжении последних десятилетий. Однако с выгодой использовать чередование понижающих и повышающих циклов не научились даже профессиональные игроки рынка, не говоря уже о непосредственных пользователях - владельцах самолетов. А ведь выгода очевидна, если следовать давно известному принципу, сформулированному еще бароном Ротшильдом: покупай, когда все продают, и продавай, когда все покупают.
Из чего складывается цена?
Среди факторов, формирующих рыночную стоимость самолета, можно назвать множество более или менее важных: возраст, налет, частота смены владельца, потребность в тяжелых формах обслуживания и т. п. Все это, безусловно, играет свою роль. Но в совокупное действие эти факторы вступают лишь во вторую очередь.
Первым и главным регулятором рыночной стоимости самолета является конъюнктура рынка. Именно текущая ситуация на рынке задает тот коридор цен и тренд, в который укладывается стоимость той или иной модели. Фонтанирующий спрос и недостаток предложения приводит к завышению цен, в результате переплачиваются миллионы. Это время продавца. Но вот по тем или иным причинам рынок падает, и растущее предложение тянет цены вниз - это эпоха покупателя. И именно эту эпоху рынок переживает сейчас.
Почему покупать?
Ситуация складывается так, что в выигрышном положении оказывается именно покупатель. Объем предложения, хотя постепенно и сокращается, все же остается весьма солидным. По данным UBS, общее число выставленных на продажу бизнес-джетов в процентном отношении к активному парку снизилось с 18% в апреле до 16% в ноябре - это по-прежнему рекордно высокие показатели. И цены пока не растут - инерция продлится еще некоторое время. Правда, "горячие пирожки" - самолеты большого и дальнемагистрального классов с небольшим налетом - пользуются относительной популярностью, что называется, во все времена, но сейчас найти хорошее предложение намного проще. Машины именно этой категории были значительно переоценены в период перегрева рынка, и падение покупательского интереса быстро "срезало" с ценников лишние миллионы. Кроме того, у производителей скопился запас "белых хвостов" - самолетов, от которых в последний момент отказались заказчики. Высоко и число "бесхозных" машин, находящихся на финальных стадиях строительства. Например, по данным UBS, к началу декабря в продаже находились 120 новых бизнес-джетов, готовых к поставке. И шансом получить только что выпущенный самолет без долгой очереди просто грех не воспользоваться.
По данным американской компании Vref, на некоторые категории "возрастных самолетов" производства начала 1990-х годов средние рыночные цены в сравнении с пиковыми показателями рубежа 2007-2008 рухнули почти на 50%, а на отдельные модели и более. Что уж говорить о бизнес-джетах "первых поколений", которые в нынешней ситуации оказались никому не нужны.
Однако определенное дно уже достигнуто. Цены стагнируют примерно на одном уровне уже на протяжении нескольких месяцев, и оснований для резких рывков вниз или вверх пока не заметно. Так что у покупателя выбор богатый. Самолет новый/с налетом, большой/дальнемагистральный - нет проблем. На любителя есть и богатый ассортимент ретромоделей по практически бросовым ценам.
Чего ждать дальше?
Сегодня аналитики, напуганные нежданным кризисом, стали очень осторожны в высказываниях. Флетчер Элдридж (Fletcher Aldredge) из маркетингового агентства Vref полагает, что рынок достиг определенного дна, но не решается назвать этот рубеж падения окончательным. А вот президент Brian Foley Associates Брайан Фоли считает, что уже к середине 2010 года вся отрасль будет показывать явные признаки выздоровления. А это значит, что рынок продолжит впитывать избыточное предложение и цены на бизнес-джеты с налетом постепенно двинутся вверх. Иными словами, потребители, заморозившие на время кризиса планы приобретения собственных самолетов, вновь начнут проявлять активность, превращая рынок покупателя в рынок продавца. Однако неопределенность пока остается. Сегодня покупать выгодно. Возможно, завтра будет еще выгоднее. Но вполне вероятно, что уже и нет. Упустить момент легко. Поймать его несколько труднее. Остается уповать на интуицию настоящего инвестора....
Авторские права на данный материал принадлежат «Jet». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции