АвиаПорт.Ru
2 марта 2010, 09:53
Самолет "Сигма-5": от поршневого до реактивного
Главный конструктор ООО "Сигма-ТС" С.Игнатьев, под руководством которого был создан самолет "Сигма-4" и создается самолет "Сигма-5", рассказал о новых разработках предприятия
Становление предприятия проходило не сразу - сначала было создано ОКБ "Сигма", потом его преобразовали в ООО "Сигма". В 2007 г. было зарегистрировано ООО "Сигма-ТС", учредителями которого стали физические лица. Если первоначально фирма предполагала производство самолетов, то сейчас она все больше склоняется к работам только по созданию новых летательных аппаратов.
В 1993 г. был создан первый самолет "Сигма-2". Было построено три экземпляра, включая один для статических испытаний. Один самолет АС-2 ("Сигма-2") до сих пор летает, неоднократно ремонтировался. Проект самолета "Сигма-3" остался на бумаге и не был реализован.
В последнее время "Сигма-ТС" работает над проектированием нового легкого многоцелевого и учебно-тренировочного самолета под обозначением "Сигма-5".
Это легкий многоцелевой двухмоторный двухместный самолет. В конструкции достаточно широко применен стеклопластик. Самолет представляет собой двухбалочный низкоплан с двумя поршневыми двигателями Rotax мощностью по 100 л.с. с толкающими воздушными винтами. "Сигма-5" имеет убирающееся шасси и выдвижные закрылки. Скорость самолета, как ожидается, составит не менее 270 км/ч, взлетная масса - порядка 600 кг.
Главный конструктор ООО "Сигма-ТС" Сергей Игнатьев, под руководством которого был создан самолет "Сигма-4" и создается самолет "Сигма-5", рассказал "АвиаПорту" о новых разработках предприятия.
- Вас можно поздравить: впервые поднялся в воздух самолет "Сигма-5"?
- Первый полет самолета "Сигма-5" состоялся пятого января 2010 года, после того, как была расчищена взлетно-посадочная полоса. В тот день было совершено два полета, и пока самолет больше в воздух не поднимался.
- Сколько примерно продлятся летные испытания "Сигма-5"?
- Летные испытания планируется начать с конца апреля, когда все окончательно просохнет. На сегодня программа летных испытаний нового самолета есть в разных вариантах, пока я конкретно этим не занимался. Всего на этапе летных испытаний планируется провести несколько десятков полетов. Это будут летные испытания в интересах главного конструктора для проверки не только расчетных характеристик, но и для выявления мелких недоработок.
С конструктивной точки зрения самолет получился, и вопросов практически не вызывает. Я сам летал во втором полете в качестве пассажира. Шасси работает очень мягко даже по заснеженному полю. Самолет летит очень ровно, обзор из кабины хороший. Кабина широкая - 680 мм, сидеть в ней удобно, комфортно. Сиденья и педали регулируются. Управление сдвоенное. Как и было рассчитано - крыло складывается в течение одной минуты.
- На какой производственной площадке построен самолет "Сигма-5"?
- Самолет "Сигма-5" построен в опытном производстве фирмы, на собственной производственной площадке площадью менее 50 кв.м. Мы также пользуемся возможностями клуба технического творчества при ЛИИ им. М.М.Громова.
- Была информация о том, что в производстве находятся второй и третий экземпляры самолета...
- В деталях, но не в полном комплекте, в производстве заложены еще две машины "Сигма-5". Сейчас у нас некоторый перерыв, следующий этап начнется с возобновлением летных испытаний "Сигма-5" и организацией мелкосерийного производства. Надо искать финансирование для выполнения очередного этапа работ. Пока у нас с этим трудности, к государству мы не обращались.
- Вы сказали о мелкосерийном производстве, это несколько машин в год, единичное производство?
- Мелкосерийное производство - по несколько заказываемых самолетов в год (порядка трех-пяти), а нормальное серийное производство должно вестись темпом не менее одной машины в месяц. На имеющейся у нас технологической оснастке мы вполне можем изготавливать по несколько машин в год. Но в случае получения заказов, мы можем увеличить темп выпуска, продублировав технологическую оснастку.
Единичное производство мы планируем организовать не на своих 50 кв.м, будем переезжать на новую производственную площадку здесь же в г. Жуковский, площадью не менее 300 кв.м. Говоря о развертывании производства самолета надо иметь в виду, что, прежде всего, надо выходить на внешний рынок, так как наш рынок во многом ограничен из-за несовершенства нашего законодательства.
- Какие у Вас планы на 2010 год по самолету "Сигма-5"?
- В 2010 г. надо доделать еще два самолета "Сигма-5", очень хотелось бы начать выполнение какого-либо хорошего заказа самолетов на 20, но пока реальных покупателей нет. На МАКС-2009 "Сигма-5" вызвал большой интерес, но покупателем можно назвать только того, кто внес предоплату, а таких пока нет. Естественно, прежде чем брать предоплату, мы потенциальных покупателей немного "катаем", обучаем, показываем в действии то, что клиент хочет получить. Для зарубежного рынка надо отправить самолет за границу дилеру, чтобы он там выполнял такую же работу.
- Какие конструктивно-технологические особенности "Сигма-5" вы могли бы назвать?
- Конструкция самолета смешанного типа. Самые нагруженные части - центроплан и хвостовые балки - выполнены из металла. Кабина, консоли крыла и оперение пластиковые. Фюзеляжа как такового нет - схема двухбалочная: кабина и балки. Основной метод соединения в металлических конструкциях - клепка. Оснастку для деталей из стеклопластика мы производим самостоятельно, причем оснастка изготовлена уже с применением ЧПУ. Хочется внедрить технологию горячего отверждения углепластика, но это существенно дороже и, скорее всего, будет реализовано уже в серийном производстве.
- Самолет "Сигма-5" построен не на серийном заводе, очевидно, есть проблемы с технологией изготовления в целом и по отдельным агрегатам?
- С точки зрения технологии, очень хочется провести мероприятия по снижению массы планера, применения других материалов и технологий. Что-то надо сделать из углепластика. Культуру веса надо повышать. Пока машина получилась несколько более тяжелая - надо бы примерно на 40 кг снизить массу, но это не критично.
- Сколько будет стоить "Сигма-5"?
- Самолет "Сигма-5" будет стоить примерно 75 тысяч евро. Возможно увеличение цены за счет опциона - дополнительной комплектации. В частности, в базовую комплектацию мы не включаем воздушный винт изменяемого шага и парашютную систему спасения (но на нашем опытном самолете эти системы уже установлены). Базовая цена включает в себя убирающееся шасси, регулировку педалей, выдвижные закрылки, складывающееся крыло. Приборное оборудование пока электромеханическое. Приборы контроля работы двигателя поставляются вместе с двигателем. Радиостанция также устанавливается.
- Ваши конструкторы работают и над дальнейшим развитием проекта "Сигма-5". Как Вы представляете себе развитие типа самолета "Сигма-5"?
- Естественно, в проработках есть такие проекты, но принципиально по "Сигма-5" вид и схема самолета не изменятся. Изменения в ближайшее время могут касаться, например, изменения угла выпуска закрылков. Возможны варианты самолета "Сигма-5" с неубирающимся шасси для американского рынка, без воздушного винта изменяемого шага и несколько облегченной конструкцией по принятым в США нормам для сверхлегких летательных аппаратов.
Самолет "Сигма-5" стал бы удачным самолетом для летных училищ в качестве "трамплина" для перехода на реактивные L-39 и Як-130. Схема самолета "Сигма-5" позволяет поставить ТРД и создать линейку самолетов от простейшего "Сигма-5" с поршневым двигателем до реактивного самолета и далее - даже до учебно-тренировочного самолета класса L-39. Однако пока государственные органы на такое предложение не реагируют.
- Занимаетесь ли Вы, как главный конструктор, работами по совершенствованию самолета "Сигма-4", выпускаемого на двух предприятиях - в Воронеже и Самаре?
- По самолету "Сигма-4" мы сейчас работаем не только в плане ответа на вопросы предприятий в Воронеже и Самаре, выпускающих самолеты, мы также работаем по совершенствованию машины с применением собственного самолета этого типа, выявляем некоторые вопросы, решение которых приведет к улучшению "Сигма-4". Мы также производим техническое обслуживание части парка самолетов "Сигма-4".
Из всего парка самолетов "Сигма-4" мы имеем информацию о многих машинах. Бывают происшествия, прежде всего потому, что самолет эксплуатируется в качестве учебно-тренировочного, учебного и, в частности, в ходе эксплуатации ломают шасси. Так например, мы отправляли шасси для ремонта в Прибалтику, в Новую Зеландию. Таким образом, на сегодня мы не вносим каких-либо принципиальных изменений в конструкцию, они касаются, в основном, изменений по оборудованию в соответствии с требованиями заказчиков.
- Сколько всего изготовлено самолетов "Сигма-4"?
- Я точно знаю, что летает 19 самолетов. Я летал на 16 самолетах, а "приложил руку" еще к трем машинам, то есть всего 19 машин. Мы у себя в Жуковском изготовили 12 самолетов, потом было организовано производство в подмосковных Бронницах, но там производство "не сложилось". По-моему, там было изготовлено всего несколько машин. Из Самары сведений практически нет. Мне известно, что один самолет в Самаре точно сделали и отправили в США, и я на этой машине полетал здесь в Мячково. И на одном самолете самарского изготовления я летал в Самаре, это было примерно в 2005 г. В Воронеже производство "Сигма-4" организовано относительно недавно, но уже построено не менее четырех машин, о которых я знаю....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции