О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАУ - третий не лишний

23 февраля 2010 года был подписан договор о расширении масштабов авиасообщения между Украиной и Израилем. Согласно договору, количество полетов с каждой стороны возрастет с 14 в неделю до 21

23 февраля 2010 года был подписан договор о расширении масштабов авиасообщения между Украиной и Израилем. Согласно договору, количество полетов с каждой стороны возрастет с 14-ти в неделю до 21-го. Таким образом, в общей сложности израильские и украинские авиакомпании будут осуществлять 42 рейса в обе стороны еженедельно.

Кроме того, стороны получили право заявить для участия в авиаперевозках еще по одной компании в дополнение к тем двум с каждой стороны, которые летают сейчас (El Al и Arkia - с израильской, "Аэросвит" и "Донбассаэро" - с украинской).

Третьей украинской компанией на данном направлении решением Госавиадминистрации (ГАА) назначена авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Как сообщили в пресс-службе МАУ, полеты планируется выполнять на новом самолете Boeing-737-800, только 20 февраля прибывшем в Борисполь с завода в Сиэтле.

Интенсификация авиасообщения между Израилем и Украиной напрашивалась давно и представляется выгодной для обеих сторон. Несмотря на то, что направленное именно на это решение украинских авиационных властей (расширяется поле деятельности украинских авиаперевозчиков) неожиданно завершилось скандалом.

Возмутителем спокойствия оказалась компания "Днеправиа", заявившая о своем желании обслуживать линию Киев-Тель-Авив. Желание поработать со стороны этой компании можно только приветствовать, тем более что по сообщению Госкомиссии по ценным бумагам, в прошлом году ОАО "Авиакомпания "Днеправиа" увеличило размер чистого убытка на 26,8% по сравнению с 2008 г. - до 274,7 млн. грн.

Однако есть несколько "но", которые могли повлиять на решение Госавиадминистрации предоставить это направление другому перевозчику.

Во-первых, "Днеправиа" входит в альянс, пока неформальный, с компаниями, которые уже обслуживают данное направление. По данным газеты "Дело", "Днеправиа", "Аэросвит" и "Донбассаэро" подали заявку на создание альянса в Антимонопольный комитет и уже сейчас сотрудничают, обмениваясь флотом, свидетелем чего общественность стала недавно в Симферополе. А это уже попахивает монополизмом, от которого один шаг к нарушению прав потребителей, росту цен, сокращению предложения и другим малоприятным вещам.

Поэтому, в данном случае нельзя не согласиться с чиновником, главой ГАА Александром Давыдовым, который подчеркивает, что изменения в Соглашение о воздушном сообщении между Украиной и Израилем позволят "создать конкурентную среду на этом рынке и снизить цену на билеты для пассажиров". Не в последнюю очередь, благодаря введению на маршрут третьего перевозчика, альтернативного альянсу двух других.

Некоторые наблюдатели обвиняют ГАА в принятии кулуарного решения, без проведения конкурса. Вместе с тем, в Приказе № 248 от 24 декабря 2004 г., изданном в исполнение Указа Президента Украины от 15 июля 2004 г. № 803, в пункте 2.2. сказано буквально следующее: "Решение о необходимости проведения конкурса принимается Госавиаслужбой и оформляется соответствующим приказом, которым утверждается конкурсная комиссия". Здесь нет ни слова об обязательности проведения конкурса. Необходимость же его обосновывается обеспечением более эффективного использования рынка воздушных перевозок (см. пункт 2.1.). Напрашивается риторический вопрос - разве не конкуренция перевозчиков будет способствовать большей эффективности?..

Самое любопытное, что еще в декабре 2009 г. ГАА приняла решение, которое было хорошо известно участникам рынка. "Донбассаэро" получила право летать "вторым номером", а МАУ получила право ждать третьей квоты, которая и появилась в феврале 2010 г.

Кстати, получение назначения на рейс, также вовсе не обязательно должно быть обусловлено фактом межгосударственного соглашения. Так, в 2005 г. "Аэросвит" получил назначение на рейс Киев-Бирмингем до согласования с британскими авиационными властями. А МАУ фактически создала маршрут Киев-Кувейт, взяв на себя все согласования после назначения на это, тогда еще несуществующее направление.

К критике Госавиадминистрации подключили парламентариев в лице главы подкомитета комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Святослава Олийныка, попросившего Министерство транспорта и связи, МВД, СБУ и Генеральную прокуратуру дать оценку наличия или отсутствия в действиях А. Давыдова признаков коррупционных деяний и принять надлежащие меры реагирования. Это дает основания предположить, что ГАА (а "рикошетом" это ударило и по МАУ) стала заложником "пересменки" политических команд.

Результаты раскручивания скандала могут быть самыми плачевными. Как заявил в интервью агентству "Интерфакс-Украина" руководитель Центра политического и экономического анализа Александр Кава, "не исключено, что суд заблокирует назначение МАУ, и третий перевозчик с украинской стороны просто не будет выполнять полеты. В результате конкурс (объявления которого требует "Днеправиа") проведен не будет, и с украинской стороны на маршруте останутся "Аэросвит" и "Донбассаэро". Нетрудно понять, что это может привести к тому, что украинская квота третьего перевозчика останется невыбранной и значительная часть доходов будет упущена. В проигрыше окажутся не только отечественные авиаперевозчики, но и государство, потерявшее доходы в виде налогов и других отчислений, а также и общество, недополучившее новые рабочие места. Стоит ли говорить о недопустимости этого в период острого кризиса?

И последнее. В 2006 г., оценивая конфликт между "Днеправиа" и немецкой Lufthansa, тот же С. Олийнык говорил в интервью газете "Комсомольская Правда в Украине" следующее: "Сегодня затронут вопрос эффективного управления государственными активами. Поэтому хотелось бы увидеть консолидированный подход наших властей к проблеме. Возможно, нашему правительству не мешало бы поучиться у госорганов Германии защите интересов национальных компаний".

Хорошие слова, актуальность которых подтверждается и сегодня, когда госорган наконец-то задумался и о конкуренции, и о развитии национальной компании. Напомним, что пакет в 61,9% акций авиакомпании
"Международные Авиалинии Украины" принадлежит государству через Фонд госимущества. И сегодня, по мнению экспертов рынка, это единственная отечественная компания, которая не входит в неформальный альянс и препятствует монополизации рынка....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка