О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

За разбившийся Boeing никто не сядет

Следственные органы прекратили расследование уголовного дела о катастрофе Boeing 737 14 сентября 2008 года в Перми. Дело прекращено в связи со смертью командира воздушного судна Р.Медведева, которого следствие считает виновником трагедии

Следственные органы прекратили расследование уголовного дела о катастрофе Boeing 737 14 сентября 2008 года в Перми. Дело прекращено в связи со смертью командира воздушного судна Родиона Медведева, которого следствие считает виновником трагедии. Адвокат потерпевших Игорь Трунов с этими выводами не согласен и намерен обжаловать постановление в суде. По его словам, нарушения допустил не только экипаж, но и диспетчер, который вел разбившийся борт. Эксперты считают, что выводы следствия соответствуют действительности.

Главное следственное управление следственного комитета при прокуратуре (ГСУ СКП) РФ прекратило уголовное дело в отношении командира экипажа Boeing 737 Родиона Медведева, разбившегося в Перми 14 сентября 2008 года. Борт SU 821, следовавший рейсом Москва-Пермь, упал при заходе на посадку в аэропорт Большое Савино. В результате трагедии погибли 82 пассажира и 6 членов экипажа. В тот же день следственным управлением СКП по Пермскому краю было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). Его расследование было возложено на ГСУ СКП. Любопытно, что дело было возбуждено по факту авиакатастрофы, а в постановлении говорится о прекращении расследования в отношении командира воздушного судна.

По данным "Ъ", постановление о прекращении дела было вынесено следователем ГСУ Николаем Ущаповским еще 15 февраля, однако официально об этом было сообщено только вчера. Выводы следствия фактически повторяют результаты расследования комиссии межгосударственного авиационного комитета (МАК). Напомним, МАК установил (подробно об этом "Ъ" сообщал 2 июня 2009 года), что катастрофа произошла из-за потери экипажем, прежде всего командиром воздушного судна Родионом Медведевым, пространственной ориентации. Господин Медведев резкими несоразмерными движениями штурвала ввел самолет в интенсивное левое кренение, в результате чего воздушное судно перевернулось и упало в овраг на Транссибирскую магистраль. Первое столкновение борта произошло с деревьями на склоне железнодорожного полотна. Затем самолет зацепил верхнюю штангу крепления проводов, расположенную на железобетонном столбе, пробороздил левым крылом землю и развалился на части.

В постановлении о прекращении уголовного дела говорится, что в останках командира экипажа обнаружены следы алкоголя. Знакомый с ходом следствия источник отметил, что экспертам не удалось установить степень опьянения пилота. "Строго говоря, нельзя утверждать, что Медведев употреблял именно алкоголь, - говорит собеседник "Ъ", - теоретически это вообще мог быть медицинский препарат, тем более мы не можем говорить о количестве выпитого". В то же время в опубликованном отчете МАК содержится информация о том, что алкогольное опьянение командира экипажа заметили даже пассажиры. Так, с телефона одной из пассажирок было отправлено SMS-сообщение, в котором говорится, что голос господина Медведева звучал как голос "совершенно пьяного человека". Из его текста также следует, что это вызвало среди пассажиров сильное беспокойство, но бортпроводники их успокоили.

Любопытно, что ранее сотрудники правоохранительных органов говорили, что экспертам якобы не удалось достоверно установить, что следы алкоголя были обнаружены именно в останках командира воздушного судна. В то же время в постановлении говорится, что этиловый спирт содержится в останках Родиона Медведева. А специалисты МАК в своем отчете отметили, что инструментальный анализ речи командира воздушного судна показал, что последние 30 минут полета у него наблюдался высокий уровень психоэмоционального напряжения, который на 40-70 % превышал нормальный рабочий уровень. По мнению членов комиссии, наиболее вероятными причинами этого явились "наличие алкоголя в его организме и/или накопленная усталость, а скорее всего, комбинация этих факторов".

Между тем адвокат родственников погибших Игорь Трунов с выводами ГСУ СКП не согласен и намерен обжаловать постановление следователя Ущаповского. Как заявил господин Трунов, в постановлении констатируется большое количество нарушений "и в то же время дело прекращают". "Мы ходатайствуем об ознакомлении нас с делом и будем заявлять ходатайство об отмене постановления", - заявил адвокат. По мнению Игоря Трунова, нарушения были допущены и диспетчерами службы управления воздушным движением. В то же время в отчете МАК говорится, что диспетчер допустил ряд неточностей при осуществлении векторения на этапе подхода воздушного судна к взлетно-посадочной полосе, которые затруднили понимание экипажем дальнейшей схемы выполнения захода на посадку. При этом специалисты МАК признают, что действия диспетчера связаны с несовершенством нормативной документации и напрямую к причине авиапроисшествия не имеют отношения.

В авиакомпании "Аэрофлот-Норд" слышали о прекращении уголовного дела. По словам главы пресс-службы авиаперевозчика Игоря Гуревича, претензий к работе следственных органов у компании нет. "В постановлении все правильно сформулировано", - пояснил он.

Бывший гендиректор ФГУП "Пермские авиалинии" (управляет аэропортом Большое Савино) Вячеслав Текоев, в свою очередь, заявил, что он не видит вины в действиях диспетчера. "Тот борт вел диспетчер Ирек Бикбов, который является настоящим профессионалом, - говорит господин Текоев, - если бы он допустил нарушение закона, то уже давно бы где-нибудь сидел". При этом эксперт отметил, что считает выводы следствия соответствующими действительности. "Активным пилотированием воздушного судна занимался второй пилот, когда начались проблемы и командир воздушного судна принял управление на себя, он только усугубил положение, в результате чего и произошла катастрофа", - отметил Вячеслав Текоев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка