О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Время экономического эгоизма

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) в конце минувшей недели лишился возможности заполучить крайне выгодный контракт на обновление парка самолетов - заправщиков американских ВВС

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) в конце минувшей недели лишился возможности заполучить крайне выгодный контракт на обновление парка самолетов - заправщиков американских ВВС. Два года назад EADS уже было выиграл тендер стоимостью 35 млрд. долл., но он был отменен решением американской администрации со ссылкой на чисто технические причины.

Министр обороны США Роберт Гейтс объявил тогда, что новый тендер будет "справедливым и совершенно прозрачным". Сейчас стоимость поставки 179 заправщиков возросла до 40 млрд. долл., но EADS пришлось отказаться от участия в тендере - его условия составлены так, что им не соответствует предлагаемая европейцами модель заправщика на базе самолета А330. "За неявкой соперника" контракт автоматически отойдет американскому Boeing, главному конкуренту EADS. Европейской фирме не помогло даже участие в заявке в качестве его партнера Northrop-Grumman из США.

Власти Франции и Германии, основных акционеров EADS, крайне раздражены. Министр промышленности Франции Кристиан Эстрози пригрозил, что президент страны Николя Саркози "не оставит без ответа" действия Вашингтона.

Но что может сделать Саркози? Откровенно высказать свое недовольство Бараку Обаме в ходе предстоящего визита в США и этим удовлетвориться? Разговор, несомненно, произойдет, однако нельзя сводить европейскую реакцию сугубо к объяснению двух президентов. Здесь важнее другое - масштабное ущемление интересов европейского бизнеса может подтолкнуть соответствующие страны и весь ЕС занять более жесткие позиции по темам, затрагивающим трансатлантические торгово-экономические связи.

Надо отметить, что именно в торгово-экономической и финансовой областях в последние годы Европа стала все более заметно отдаляться от Америки. Здесь сказываются и прекращение холодной войны, в прошлом жестко скреплявшей евро-атлантическую солидарность, и нынешний кризис, обнаживший противоречия, прежде всего в финансовой области. Показательно, что руководство ЕС ныне решительно отказывается от предложений Международного валютного фонда принять участие в решении проблем Греции. Ведь в МВФ доминируют США.

Европа возлагает вину за нынешний кризис прежде всего на Уолл-стрит и предлагает рецепты, которые противоречат американской практике. Так, именно в Европе наиболее громко прозвучало требование установить жесткие ограничения на выплату бонусов руководителям банков. За это выступили Саркози и английский премьер Гордон Браун. Они же недавно согласились о необходимости введения специального налога на банки. И еще одна непопулярная у Уолл-стрит мера - усиление контроля за деятельностью хедж-фондов.

Все это - идеи для саммитов "двадцатки" в Канаде (июнь с.г.) и Республике Корея (ноябрь), которые продолжат обсуждение темы перестройки мировых финансов. Поскольку сразу несколько европейских стран входят в "двадцатку", они способны добиться поддержки своих предложений большинством участников саммита.

Усиливающиеся расхождения по финансовым и торгово-экономическим вопросам между Америкой и Европой - не единственный тектонический разлом в мире, усилившийся с кризисом. Так, ныне все чаще можно услышать упреки со стороны США в адрес КНР: Пекин, мол, злоупотребляет лазейками в правилах Всемирной торговой организации, искусственно поддерживает заниженный курс своей валюты, чтобы форсировать экспорт китайских товаров. Звучит угроза объявить КНР "страной, манипулирующей своей валютой" и тем самым открыть путь к введению ограничений.

Подобные разногласия между ведущими игроками в мировых хозяйственных связях не дают повода для оптимизма по поводу перспектив саммитов "двадцатки". По всем признакам, нынешний трудный период будет отмечен не столько новыми согласованными подходами, сколько усилением национального эгоизма по принципу "каждый спасает себя сам"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка