Российская газета
25 марта 2010, 11:12
Ювелирная посадка
Старший лейтенант Липецкого авиацентра А.Хакбердыев представлен к ордену Мужества
...Нештатная ситуация произошла во время тренировочных полетов. Старший лейтенант отрабатывал навыки ведения воздушного боя на штурмовике СУ-25 в ночное время. Алексею предстояло совершить три вылета. Первые два он выполнил успешно. Во время крайнего (летчики никогда не говорят "последний полет") у самолета заклинило шасси.
- Выполнял полет на полигон. Когда должен был заходить на посадку, обнаружил, что не выпускается правая стойка шасси. Доложил о неисправности руководителю полетов, все действия совершал с разрешения командира. Попробовал выпустить шасси основным способом, аварийным, с перегрузками. Очень сложно делать перегрузки на небольших скоростях. Главное - не превысить углов атаки,чтобы самолет не перевернулся, - рассказал "РГ" Алексей.
Молодой пилот совершил свыше десяти попыток выпустить шасси, испробовав все возможные способы, но техника не слушалась.
Более получаса Алексей кружил в ночном небе над аэродромом. Чтобы благополучно совершить посадку, необходимо было "отработать" топливо. В противном случае во время приземления при контакте топливных баков с грунтом мог произойти взрыв. Когда датчик топлива достиг отметки в 500 килограммов, Алексей, рискуя жизнью, пошел на посадку. У пилота была возможность катапультироваться, но подобный вариант он даже не рассматривал.
- Как можно бросить машину, если есть возможность совершить посадку? На этом самолете летаю не я один. Он предназначен для целой эскадрильи. Кроме того, очень важно выяснить причину, из-за которой заклинило шасси. Правая стойка так и не вышла. Мне пришлось полностью убрать шасси и сажать самолет "на брюхо". Перед посадкой выключил двигатель. Чтобы приземление было более мягким, сажал самолет не на бетонную полосу, а на грунт. Сажать на бетон без шасси - полсамолета сотрется. После касания взлетно-посадочной полосы выпустил тормозные парашюты, обесточил самолет и посадил.
Алексей выполнил посадку 18-тонной машины ювелирно - самолет получил незначительные повреждения. Когда летчик оказался на земле, первым делом позвонил отцу и рассказал о случившемся. Хакбердыев-старший был немногословен. Сказал, чтобы сын поскорее приезжал домой. И уже дома летчики устроили "разбор полетов".
Алексей детально рассказал отцу, полковнику в отставке, о случившемся. Опытный летчик сказал, что сын все сделал правильно. Владимир Хакбердыев дважды попадал в подобную ситуацию. Первый раз летчик посадил Су-25 "на брюхо" в Забайкалье, когда ему было 38 лет. А через семь лет на полигоне Ашулук в Астраханской области, у его самолета не вышла передняя стойка шасси. Летчик, "пропахав" носом воздушного судна 300 метров, посадил его на две основные стойки на бетонную полосу. За более чем 20-летнюю историю эксплуатации штурмовика Хакбердыев-старший первым в Военно-воздушных силах выполнил удачную посадку в подобной ситуации. Сыграли роль мастерство и опыт воздушного аса.
Алексей всего четыре года назад окончил Краснодарское летное училище. За плечами молодого пилота чуть более 500 часов налета, и это его первая "нестандартная" ситуация. Произошедшее Алексей считает рядовым случаем и искренне возмущается, когда его называют героем.
- Какой это подвиг? Отец действительно совершил подвиги. А я просто посадил самолет, у которого возникли технические неисправности.
После ЧП со счастливым исходом в Липецком авиацентре Алексею дали месяц отпуска. Сейчас молодой пилот проходит курс теоретической подготовки по управлению самолетом нового поколения Як-130, который не так давно поступил в Липецкий авиацентр. И в ближайшее время приступит к практическим занятиям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции