Ведомости
20 ноября 2001, 16:15
Интервью: Джордж Дэвид, председатель совета директоров и главный исполнительный директор корпорации United Technologies Corporation
Джордж Дэвид: United Technologies вернулась в Россию навсегда
Председатель совета директоров и главный исполнительный директор корпорации United Technologies Corporation (UTC) Джордж Дэвид - второй после Арманда Хаммера американский бизнесмен, награжденный отечественным орденом Дружбы. Возглавляемая им корпорация связана с Россией едва ли не с самого основания - лифты OTIS (производства одноименного подразделения UTC) появились в Зимнем дворце еще в конце XIX в. , кондиционер Carrier был установлен в Москве в 1937 г. , один из крупнейших авиамоторных заводов России - пермский - строился в 30-е гг. с использованием технологий еще одного отделения UTC - Pratt&Whitney (и сейчас P&W владеет 25% акций Пермского моторного завода). Широко известна в России и фамилия авиаконструктора Игоря Сикорского, стоявшего у истоков еще одного подразделения UTC - Sikorsky Aircraft.
UTC - корпорация с годовым оборотом свыше $25 млрд - инвестировала в ряд совместных проектов в России порядка $400 млн. По мнению Джорджа Дэвида, стремительное улучшение российско-американских отношений открывает новые возможности для совместного бизнеса российского и американского оборонных комплексов.
- После сентябрьских терактов в США авиастроительная отрасль оказалась в кризисе. Как чувствует себя ваш бизнес по производству авиадвигателей?
- Действительно, влияние этих событий было значительным. Вы, наверное, знаете, что Boeing и Airbus серьезно сократили объем своего производства, так как авиакомпании понесли большие финансовые потери и под давлением этого фактора вынуждены сокращать расходы.
- А каковы перспективы вашего производителя лифтов - компании OTIS - после разрушения небоскребов в Нью-Йорке?
- Это очень интересный вопрос, но, думаю, пройдет не менее 10 лет, прежде чем мы получим на него полный ответ. Высотные здания, которым сейчас по 50 - 60 лет, простоят еще долго. Я не знаю, будут ли в ближайшие годы приниматься решения о строительстве новых стоэтажных небоскребов. Но более 90% зданий в мире, в которых установлены лифты, относятся к мало- и среднеэтажной застройке. Число зданий с 50 этажами и выше составляет всего 1 - 2%.
- Возможно ли в связи с резким потеплением российско-американских отношений после 11 сентября более тесное сотрудничество компаний оборонного сектора США и России?
- Мы подошли к моменту, когда наши страны сблизились больше, чем когда-либо ранее, обе наши страны заинтересованы в совместной борьбе с терроризмом, оба наших народа хотят жить в условиях демократии и рыночной экономики. И это важно, так как правительства наших стран задают рамочные отношения, а люди, занимающиеся бизнесом, могут договариваться о сотрудничестве.
Примеры сотрудничества уже есть. Я могу назвать, во-первых, такой прекрасный пример этого сотрудничества, как использование ракетного двигателя РД-180 производства НПО "Энергомаш", на ракете-носителе "Атлас III". И мы, и [другой американский участник проекта] Lockheed Martin очень довольны тем, как работает этот двигатель. Первый пуск ракеты состоялся в США в мае прошлого года, и мы ожидаем проведения еще двух запусков в ближайшие несколько месяцев. Эти ракеты могут использоваться для осуществления как коммерческих пусков, так и пусков военного назначения. Другой пример: у Казанского вертолетного завода есть предварительная договоренность о поставках вертолетов "Ансат", которые комплектуются малоразмерными двигателями канадского подразделения P&W, Министерству обороны России в качестве учебно-тренировочной машины.
- Уверены ли вы в долгосрочном характере сотрудничества с Россией?
- Я могу сказать, что мы пришли в Россию навсегда. У нас в России более 20 совместных проектов. Мы и были здесь всегда: в XIX в. , когда была совсем другая форма государственного устройства в России, мы со своими лифтами OTIS здесь уже присутствовали. Я горжусь тем, что 20% рынка новых лифтов России сейчас принадлежит OTIS, мы создаем холодильные установки для перевозки продуктов, у нас есть важные совместные проекты с АК им. Ильюшина, с НПО "Энергомаш", с Московским вертолетным заводом им. Миля, а теперь и с казанским заводом. C 1989 г. приезжаю в Россию один-два раза в год и знаю лично руководителей вашей авиационной промышленности.
- И насколько российский авиапром, на ваш взгляд, конкурентоспособен?
- Я испытываю глубокое уважение к вашей авиапромышленности. Президент Путин в интервью американским журналистам позитивно отозвался о работе нашей компании в России. И особенно я ценю в вашей промышленности то, что ваши люди приходят туда и работают, не уходя со своих мест, несмотря на все трудности.
- Одним из острых вопросов, сопровождающих процесс вступления России в ВТО, является вопрос о пошлинах на ввоз в Россию авиатехники. Как, на ваш взгляд, скажется на вашем бизнесе в России вступление нашей страны в ВТО и какова ваша позиция по поводу ввозных пошлин в Россию на западную авиатехнику, в том числе авиационные двигатели?
- Как и большинство бизнесменов, придерживающихся принципов свободной торговли, я верю, что вступление в ВТО влечет за собой рост производства и повышение качества продукции. Всегда, когда страна вступает в ВТО, она проходит переходный период. Мы считаем, что ваша авиакосмическая отрасль имеет много преимуществ, поэтому наша компания и делает инвестиции в России. Вы знаете, что еще в 20-е гг. в США уроженец России Игорь Сикорский создавал новые образцы авиационной техники, он создал вертолет, и для нас нет никаких сомнений, что ваша авиакосмическая промышленность имеет большой интеллектуальный потенциал, а значит, и большие перспективы для нас.
Последние 18 месяцев в России на нашем совместном предприятии с НПО "Наука" идет серийное производство теплообменников для Boeing 747, 777 и ряда самолетов для местных линий. Я видел эту продукцию - это продукция мирового класса. Мы уже начали на Пермском моторном заводе производство двигателей для компрессорных станций ГП1 и ГП2 - это продукция для "Газпрома". С каждым годом мы будем увеличивать производство этой продукции. И здесь мы видим сплав западных технологий и российских инженерных и производственных ресурсов. Я думаю, у нас большое будущее, конкуренция заставляет бизнес работать лучше.
- Насколько вам мешает российский закон 1998 г., ограничивающий участие иностранцев в предприятиях российского авиапрома 25%?
- Действительно, федеральный закон о государственном регулировании развития авиации, принятый в 1998 г., запрещает иностранным инвесторам владеть больше чем 25% акционерного капитала авиапредприятий и участвовать в управлении ими. И это относится как к военным, так и к гражданским авиапредприятиям. Этот закон напрямую не затрагивает нашу текущую деятельность, так как наши совместные предприятия были созданы до 1998 г.
Но я не могу сказать то же самое о постановлении правительства о лицензировании, которое ограничивает возможность участия иностранных фирм в уже существующих авиапредприятиях пределом в 25% уставного капитала. Это постановление могло бы затронуть некоторые из наших наиболее успешных предприятий, которые экспортируют наукоемкую продукцию гражданского назначения на Запад и в которых работают прекрасно подготовленные российские специалисты. Мы обсуждали этот вопрос с российским правительством и надеемся на его решение в ближайшем будущем.
- Существует информация, что американское правительство в рамках экспортного контроля запретило вывоз в Россию ряда технологий, необходимых для модернизации авиадвигателя ПС-90 на "Пермских моторах". Так ли это?
- Нет. (По-русски, улыбаясь)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции