Время новостей
31 марта 2010, 11:36
Заход вслепую
Эксперты установили одну из причин аварии Ту-204-100 в аэропорту "Домодедово"
Из-за чего лайнер приземлился в лес, эксперты пока не сообщают. Однако согласно их выводам при неработающей системе ВСУП в ручном режиме экипаж не должен был заходить на посадку в тех сложных метеоусловиях, которые тогда были в "Домодедово". Над аэродромом в ту ночь была плотная низкая облачность и висел густой туман, и, по мнению специалистов, согласно инструкциям экипаж самолета обязан был проинформировать о неполадках диспетчеров аэропорта и уйти на запасный аэродром. Однако по какой-то причине этого сделано не было.
Пассажирский самолет Ту-204-100 авиакомпании ООО "Авиастар-ТУ", выполнявший рейс из Хургады в Москву без пассажиров, 22 марта в 2.35 в районе аэропорта "Домодедово" внезапно исчез с экранов радаров и совершил посадку в лесополосу, приблизительно в километре от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта. В результате лайнер прорубил в лесу просеку длиной несколько сот метров. Из находившихся на борту восьми членов экипажа никто не погиб, но пятеро были госпитализированы с различными травмами. Сам лайнер был серьезно поврежден и теперь не подлежит восстановлению - у него отломилось крыло, и переломился в нескольких местах фюзеляж. В результате аварии из баков самолета вылилось несколько тонн керосина, однако пожара на месте крушения удалось избежать.
По первоначальным данным "Росавиации", несмотря на непростую метеорологическую обстановку и ограниченную видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Возможности аэропорта "Домодедово" позволяют принимать самолеты в самых сложных условиях, при этом лайнеры "заводятся" на посадку в автоматическом режиме по радиосигналу. Экипаж Ту-204 и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета. Кроме того, пилоты ничего не сообщали об отказах и неисправностях на борту, а также о намерении совершить аварийную посадку и сами приняли решение садиться по фактической погоде. Этот термин обозначает наличие достаточно сложных, но не критических условий в аэропорту, когда экипажам предоставляется право самим с учетом собственного опыта и профессионализма принимать решение, идти ли на посадку или уходить на запасный аэродром.
После ЧП выдвигались самые разные версии, но о том, что на самом деле произошло с лайнером, ничего не могли сказать даже сами члены экипажа, и никакой официальной информации о причинах крушения не сообщалось.
При этом было известно, что всего за день до аварии с этим же бортом произошел неприятный инцидент. В ночь на 21 марта лайнер с туристами отправился из Москвы в Хургаду, и вскоре после взлета экипаж сообщил о задымлении в кабине. Тогда пилоты приняли решение вернуться в "Домодедово". Как выяснилось, причиной тревоги тогда стал отказ элемента электрического обогревателя ног экипажа, и через несколько часов Ту-204 все же вылетел в Хургаду, при возвращении из которой и потерпел крушение. Впрочем, сразу после аварии в "Росавиации" категорически отвергли возможную связь между крушением и тем инцидентом.
Кроме того, было известно, что еще несколько лет назад этот же борт совершил аварийную посадку в Омске после того, как на подлете к аэропорту у него закончилось топливо (тогда самолет был перенаправлен из пункта назначения из-за плохих погодных условий). В связи с этим также высказывались версии, что и на этот раз у Ту-204 якобы могло не хватить топлива.
Однако в МАК эти предположения вчера опровергли. "По поступившей от авиационных властей Египта информации, перед вылетом в самолет было заправлено около 16 тонн топлива. С учетом остатка на борту перед вылетом из аэропорта Хургада находилось около 24 тонн топлива. На момент авиационного происшествия в баках самолета оставалось не менее 9 тонн топлива", - отмечено в сообщении ведомства.
Кроме того, эксперты установили, что, согласно данным расшифровки "черных ящиков", на посадку Ту-204 заходил все же не в штатном режиме, а с неработающей аппаратурой ВСУП. Она позволяет самолетам садиться по системе ИЛС (Instrument Landing System или Курсо-глиссадная система) - радионавигационной системе, которая "наводит" пилотов на взлетно-посадочную полосу по приборам в условиях ограниченной видимости. То есть попросту пилоты могут не видеть практически до момента приземления ни аэродром, ни сигнальные огни и выдерживают нужные курс и глиссаду (траекторию снижения), чтобы попасть точно на ВПП, по указанию приборов. Использование этой системы в сложных метеоусловиях обязательно, но, как установили эксперты, экипаж сознательно пошел на посадку в ручном режиме.
"Расшифровка записей бортовых параметрического и звукового регистраторов ("черных ящиков") показала, что экипаж готовился к посадке в аэропорту "Домодедово" на ВПП-14 правая по системе ИЛС в директорном (автоматическом) режиме. В процессе снижения на высоте около 4000 метров зафиксирована нештатная работа ВСУП, приведшая к невозможности дальнейшего использования автоматических режимов полета и отображения директорных стрелок. Экипаж определил отказ (в том числе невозможность использования директорных стрелок) и перешел на ручное управление. В дальнейшем экипаж диспетчеру о ситуации на борту не докладывал, изменение системы захода не запрашивал и продолжил заход с использованием имеющегося навигационного оборудования", - говорится в опубликованном вчера сообщении МАК.
Фактически, по словам специалистов, это означает, что Ту-204 заходил на посадку почти вслепую - ночью и в тумане. Впрочем, что именно стало причиной "недолета" до ВПП и посадки-падения его в лес, эксперты не уточняют. Предполагается, что это могла быть не только ошибка пилотирования, но и какие-то другие внешние факторы или неисправность еще какого-нибудь оборудования.
Почему экипаж ничего не сообщил о неисправности на борту и принял решение идти на посадку, станет ясно в ходе расследования уголовного дела, которое по факту аварии возбудил СКП. Однако в МАК уже отметили, что в данном случае пилоты приняли неверное решение. "Учитывая неисправность ВСУП, а также сложнейшие метеорологические условия в "Домодедово", пилоты в той ситуации обязаны были уйти на запасной аэродром", - заявил вчера зампредседателя МАК Олег Ермолов. Он подчеркнул, что ошибочное решение летчиков сажать самолет было спровоцировано нештатной ситуацией на борту, и не стоит говорить об их ошибках как основной причине случившегося. "Здесь речь идет о комплексе причин, нельзя одного отделять от другого", - отметил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции