Финанс
12 апреля 2010, 10:48
Государство окрыляет лизинг
Благодаря приближенным к государству компаниям лизинг сумел оттолкнуться от дна и глотнуть воздуха. Однако радоваться пока рано - 2010 год обещает рост лишь на фоне двукратного падения рынка в 2009-м
Проблемы с финансами у "Глобус Лизинга" возникли еще летом 2009 года - 18 июня компания не смогла произвести выплаты по купонам облигаций 4-го и 6-го выпусков на общую сумму около 54 млн рублей. Причин две: массовые неплатежи со стороны клиентов и невозможность получить банковское финансирование в нужном объеме. В конечном итоге 20 января 2010 года компания была признана банкротом с кредиторской задолженностью 2,5 млрд рублей и активами около 2,2 млрд. Банкротство "Глобус Лизинга" осложняется также тем, что при брокерской поддержке Сбербанка компания активно занимала деньги у населения.
В отличие от петербургских коллег, у руководителей Московской лизинговой компании (МЛК) проблемы выглядят скромнее, хотя начались они почти одновременно: в июле 2009 года дочка МЛК - "МЛК Финанс" - допустила дефолт по облигационному займу объемом 550 млн рублей. Основным поручителем по этому долгу была сама МЛК. В марте 2010-го арбитражный суд назначил в компанию временного управляющего, а рассмотрение заявления о банкротстве назначил на 9 сентября. По официальным сведениям, у компании около 10 кредиторов, а сумма долга составляет почти 540 млн рублей.
Посткризисный пейзаж
Несмотря на двукратное падение объемов в первом полугодии 2009 года, лизингу удалось выйти из пике и начать постепенный рост. Дело в том, что пятерка крупнейших лизинговых компаний в большей или меньшей степени аффилирована с государственными или окологосударственными структурами и кредитными учреждениями. "Илюшин Финанс Ко.", "Росагролизинг", "ВЭБ-лизинг", "Сбербанк Лизинг" и "Газтехлизинг" в 2009 году сосредоточили в своих руках почти 68% нового бизнеса (новых контрактов) и более 51% совокупного портфеля отрасли.
Еще одним драйвером роста стало оживление реального сектора, положительно отразившееся на инвестиционных планах российских компаний. По данным Росстата, около 62% руководителей отечественных компаний намерены увеличить в 2010 году свои вложения в основные средства и лишь 19% наметило сокращение этих затрат. Как следствие, совокупный портфель лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, проведенном ассоциацией "Рослизинг", составил 457,9 млрд рублей, увеличившись, хоть и незначительно (на 1%), по сравнению с 2008 годом. При этом количество заключенных контрактов сократилось в два раза и лишь немного превысило 29,3 тыс. Основная причина уменьшения числа лизинговых сделок заключается в ужесточении требований, предъявляемых компаниями к потенциальным клиентам: к концу 2009 года одобрялось лишь 33,8% сделок (в 2008 году контракты заключались в 55,8% случаев). В то же время, по данным "Рослизинга", прослеживается положительная динамика по количеству одобренных договоров: в первом квартале 2009-го вероятность положительного рассмотрения предложений клиентов составляла 11,1%, во втором - 18,7%, в третьем - 27,5%.
Ситуация с финансированием лизинговых операций к концу 2009-го также изменилась к лучшему: средневзвешенная ставка привлечения заемных средств на срок от 1 года составила 15,7% годовых вместо 24-25% в начале года. Разумеется, существует большая разница в стоимости ресурсов для независимых и кэптивных лизинговых компаний. Последние привлекают деньги на 3-4 процентных пункта дешевле среднерыночных значений, в то время как остальные ориентируются на 18-20% годовых.
Три богатыря
В 2009 году почти все направления лизинга продемонстрировали резкое падение. Наиболее существенно пострадали автолизинг (-49,6% к 2008 году) и лизинг оборудования (-51,6%). Снижение объемов нового бизнеса могло быть гораздо более значительным. Однако этого не произошло благодаря крупным контрактам в сегменте big ticket (сегмент авиации, железнодорожного транспорта и судов), заключенным тремя крупнейшими российскими лизинговыми компаниями: "Ильюшин Финанс Ко.", "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-лизинг". Более того, именно договоры "Ильюшин Финанс" на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов Ан-148, Ил-96 и Ту-204 общей стоимостью свыше 50 млрд рублей обеспечили более 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2009 году.
Лизинг железнодорожного транспорта увеличился в объемах на 19% (без учета "ВТБ-лизинга" и "Уралсиб Лизинга"). Однако при этом выросла и концентрация портфеля - на долю "Сбербанк Лизинга" пришелся 51% общего объема нового бизнеса в этом сегменте. В целом же рост объема железнодорожных сделок в 2009 году фиксировался на фоне полной остановки лизинговой программы РЖД в 2008 году.
Почти 99% новых сделок по поставке в лизинг судов - это контракты, заключенные "ВЭБ-лизингом". Очень медленная окупаемость крупнотоннажных кораблей отпугнула независимых игроков в данном сегменте. В результате в 2009 году кроме "ВЭБ-лизинга" лишь три компании заключили контракты на поставку судов общей стоимостью всего 42,5 млн рублей.
Автомобили и оборудование
В 2009 году значительно сократилось число контрактов по автолизингу. В 2009-м было заключено 20,5 тыс. договоров, что в два раза меньше, чем в 2008-м. При этом средняя стоимость сделки почти не изменилась и составляет около 2 млн рублей. В автолизинге сильнее всего сократились объемы поставок тягачей и специального автотранспорта. Падение связано с резким ограничением финансирования долгосрочных контрактов из-за хронической нехватки у банков длинных денег.
В лизинге оборудования спад наблюдался почти по всем видам сделок. Значительный рост произошел лишь в продажах телекоммуникационного оборудования, осуществляемых компанией "Сбербанк Лизинг", и оснастки для нефтегазодобычи, где основной объем контрактов пришелся на "Газтехлизинг". Положительную динамику демонстрировали также медтехника, упаковочные машины и оборудование для развлекательных центров, однако рост в этих сегментах фиксировался на фоне очень низких показателей 2008 года.
Сильнее всего "просел" лизинг энергетического оборудования. Объемы двухлетней давности во многом зависели от аппетита нескольких компаний. Но в 2009 году крупных сделок было очень мало, что привело к падению продаж на 78%. Кроме того, в силу очень тяжелого положения в строительстве было заморожено большинство сделок со строительной и дорожно-строительной техникой.
Есть ли жизнь за МКАДом?
Многие лизинговые компании продолжают сворачивать бизнес в удаленных регионах, переводя его в европейскую часть России. В результате в 2009 году доля Москвы в региональном разрезе лизингового рынка выросла на 10% и составила 39%. На Центральный федеральный округ приходится 60%. Аналитики "Рослизинга" объясняют происходящее изменением стратегий развития. Они ужесточили подходы к оценке имущественных рисков, уровень которых напрямую зависит от территориальной удаленности. Поэтому многие лизинговые компании, чьи головные офисы находятся в Москве, в качестве обязательного требования к клиентам выдвигают ограничения по максимальному расстоянию от МКАД. Доля остальных федеральных округов сократилась. Незначительный рост в силу небольших абсолютных объемов продемонстрировал лишь Дальневосточный федеральный округ. Таким образом, экспансия лизинговых компаний в регионы начала сворачиваться, толком так и не начавшись, - весь бизнес по-прежнему сосредоточен вокруг столиц, где меньше проблем с ликвидностью и платежеспособными клиентами.
Перспектива
По мнению большинства участников рынка, 2010 год для российского лизинга будет непростым. Гендиректор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов полагает, что в лучшем случае произойдет восстановление объемов до уровня 2006 года. С ним в принципе согласен гендиректор ЛК "Трансфин-М" Эдуард Керецман, считающий, что 80% компаний, на долю которых приходится 20% российского бизнеса, нацелены главным образом на выживание, а не на развитие. Поэтому спрос на лизинговые продукты увеличится не более чем на 10%.
Гораздо оптимистичнее настроен глава ЛК "Arval" Сергей Дианин, прогнозирующий заметное оживление во второй половине 2010 года и рост рынка на 25%. По его мнению, заметную роль в росте будет играть оперативный лизинг автотранспорта, дающий клиенту дополнительные преимущества относительно классической финансовой аренды.
В целом консенсус-прогноз предсказывает рост российского рынка лизинга в 2010 году на 10-15%. Эксперты также предполагают, что докризисных показателей отрасль достигнет в лучшем случае к 2012 году. При этом, по мнению участников рынка, необходима помощь государства в виде налоговых послаблений и разработки новых совместных частно-государственных программ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции