О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Качиньский садился на заброшенный аэродром

Когда-то это была первоклассная военная авиабаза. Но в процессе безостановочных реформ Вооруженных сил от "Смоленска-Северного" Минобороны отказалось

Когда-то это была первоклассная военная авиабаза. В 1946 году здесь впервые приземлились боевые машины 103-го гвардейского Красносельского Краснознаменного военно-транспортного полка имени Валентины Гризодубовой. Позже к ним присоединились и два истребительных авиаполка, вооруженных самолетами МиГ-23 и Су-27. На стоянках и бетонной взлетно-посадочной полосе длиной 2,5 километра места хватало всем. Но в процессе безостановочных реформ Вооруженных сил от "Смоленска-Северного" Минобороны отказалось. И 19 октября прошлого года отсюда улетел последний военно-транспортный Ил-76. Большую часть аэродромного оборудования демонтировали и увезли неизвестно куда.

Переговоры о том, что дальше делать с аэродромом, идут по сей день. Губернатор Сергей Антуфьев предлагает организовать здесь крупный логистический узел. Свои интересы есть у Смоленского авиазавода, корпуса которого высятся у взлетно-посадочной полосы, а летно-испытательная станция по-прежнему базируется здесь.

Для ВВС же теперь это полузаброшенный аэродром двойного назначения, который если и понадобится по-настоящему, то лишь на случай войны. Чтобы все не пришло в окончательное запустение, на "Смоленске-Северном" оставили хилую авиационную комендатуру численностью в несколько десятков человек. С задачей охранять то, что удалось сохранить, да гонять местных жителей, которые давно бы растащили по дачам бетонные плиты и забор. Еще - время от времени для профилактики включать то немногое, что осталось из аппаратуры. Опыта обеспечения взлетов и посадок даже в простых метеоусловиях у специалистов комендатуры, естественно, нет.

Самолет трясло, как телегу

По словам президента консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерия Шелковникова, на аэродроме "Смоленск-Северный" сегодня нет систем захода на посадку, нет метеослужбы. А если точных систем захода на посадку нет, здесь могут осуществляться посадки лишь в визуальном режиме, что подразумевает метеорологическую видимость не менее 2000 метров. То есть принимать самолеты теперь можно исключительно при погодных условиях в несколько раз лучших, чем те, в которых пытался садиться польский борт № 1. Правда, за несколько дней до трагедии с Качиньским на этот аэродром благополучно приземлялись самолеты российского премьер-министра Владимира Путина и его польского коллеги Дональда Туска. Но, по словам нашего источника, для безопасного приема высоких гостей за неделю до этого военно-транспортный самолет специально привозил в Смоленск дополнительную аэронавигационную аппаратуру. Оставили ли ее на месте, когда Путин и Туск улетели, а Лех Качиньский только собирался в дорогу, неизвестно.

Кстати, один из авторов этих строк в составе правительственного пула сопровождал российского премьера в той поездке. И, надо сказать, состояние взлетно-посадочной полосы "Смоленска-Северного" произвело на него неизгладимое впечатление. Такой жуткой посадки никто из представителей прессы припомнить не мог. Бедную "тушку" с журналистами трясло на кривых стыках бетонных полос, как телегу на ухабах. По краям взлетно-посадочной полосы стояли чучела, одетые в солдатскую форму. Как пояснили военные, таким образом здесь издавна отпугивают птиц, способных повредить самолетные двигатели. Даже трапы, которые подкатывали к российским и польским самолетам, специально для этого случая доставили из московского аэропорта Внуково.

Даже на первый взгляд все это мало походило на аэродром, предназначенный принимать борты № 1. Тогда подобные факты показались недоразумением. Теперь они могут стать эпизодами уголовного дела....
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка