Труд
12 апреля 2010, 13:01
Пилоты российского борта № 1 получают меньше коллег из частных авиакомпаний
VIP-летчики работают под постоянным давлением начальства, не могут подрабатывать, но получить место за штурвалом самолета президента все равно стремятся многие
В большинстве стран президентский самолет - борт № 1 - принадлежит не частному авиаперевозчику, а госавиации и должен обслуживаться военными летчиками. В России же с главой государства летают пилоты спецотряда, который подчиняется Управлению делами президента.
"Дело в том, что у военных летчиков зарплата намного меньше и нет возможности приработка. Поэтому руководство справедливо опасается, что, если сегодняшних гражданских спецпилотов одеть в военную форму и посадить на зарплату военного, они все разбегутся", - объясняет ситуацию летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик России Александр Акименков.
К слову, пилоты спецотряда и сейчас не могут похвастать высокими заработками: они получают намного меньше, чем летчики крупных коммерческих авиакомпаний.
Правда, за налетанные часы надбавка у них выше, чем у коммерческих пилотов, однако полет с президентом случается не каждый рабочий день, так что месячные доходы летчиков спецотряда высокие, но ниже, чем у первых пилотов частных авиаперевозчиков.
Платят мало, требуют много
Выгоды от работы на борту № 1 резко упали в последние годы, и не только из-за низкого уровня зарплат.
"Что может привлекать пилотов в работе в спецотряде? Зарплата и социальный статус не о-го-го, дисциплина суровая. Близость президента добавляет только дополнительную напряженность, а никак не ощущение избранности", - рассуждает Александр Акименков.
И действительно, как показывает практика, если на борту самолета находятся первые лица государства, в случае аварии или катастрофы на членов экипажа вешают всех собак.
По словам опытных пилотов, вылет с VIP-пассажирами для экипажа существенно отличается от рутинных полетов с обычными людьми. В таких случаях нередко безопасность полета отходит на второй план перед стремлением доставить важную персону в заданный пункт во что бы то ни стало.
"Мне кажется, можно говорить о таком феномене, как летная невменяемость экипажа, который действует даже в угрозу самому себе, не отдавая себе в этом отчета или подавляя чувство осторожности", - рассуждает заслуженный штурман, эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин.
Президент в самолете не хозяин
"Перевозки первых лиц в области соблюдения авиационных законов не отличаются от перевозки обычных лиц", - поясняет президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук.
Это означает, что формально командир экипажа во время полета все решения должен принимать самостоятельно, в том числе и при возникновении форс-мажорных ситуаций. Просьбы, а тем более указания от пассажира, даже если он президент, не должны поступать вообще.
Исключение составляют случаи, когда спецсамолет выполняет функции воздушного командного пункта в условиях войны. Тогда командир экипажа обязан выполнять указания Верховного главнокомандующего. Во всех остальных случаях президент на борту № 1 - пассажир и поэтому не может и не должен вмешиваться в работу пилота и влиять на его решения.
Но на практике получается иначе. "Не исключено, что 10 апреля польский пилот так стремился попасть в Смоленск именно потому, что если бы сел в Минске, то получил бы по шапке", - предполагает Акименков.
Главы государств, особенно бывших стран СССР, а также Латинской Америки и Африки, не слишком церемонятся со своими пилотами.
Так, Борис Ельцин в конце 90-х требовал от пилотов приземлиться в лондонском аэропорту Хитроу при нулевой видимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции