Новая газета
14 апреля 2010, 12:54
"Экипаж понимал, что садиться нельзя"
Версии катастрофы комментируют "Новой" диспетчер аэродрома "Северный", следователь СКП и авиационный психолог, автор термина "человеческий фактор"
Еще в субботу представитель самарского завода "Авиакор" (где до конца декабря шел капитальный ремонт лайнера) уверил "Новую", что самолет был полностью обновлен и оснащен современным пилотажно-навигационным оборудованием. А в понедельник председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин отчитался перед Владимиром Путиным о первых итогах расследования и уверенно заявил: из расшифровки записей разговоров пилота и диспетчера следует, что у самолета не было технических проблем. "Летчик был проинформирован о сложных погодных условиях и тем не менее принял решение о посадке", - сказал Александр Бастрыкин.
Источник в СКП на условиях анонимности подтвердил "Новой", что ошибка пилота - главная версия, которую рассматривает прокуратура. "Но почему произошла катастрофа, мы пока не понимаем, - говорит сотрудник СКП. - Пилот президентского самолета был очень опытен".
Уже понятно, что, решив совершить посадку в Смоленске, пилот президентского лайнера шел на риск. Минимум видимости для посадки для аэродрома "Северный" и для самолета Ту-154М - 60 на 800 (т.е. высота облаков не должна быть ниже 60 метров, горизонтальная видимость - меньше 800*). Согласно официальным метеосводкам, в момент посадки лайнера горизонтальная видимость не превышала 500 метров (а по данным сотрудника СКП - 300-400 метров), то есть в любом случае была гораздо ниже допустимого минимума.
"Экипаж понимал, что садиться в "Северном" нельзя", - уверен специалист по авиационной психологии, автор термина "человеческий фактор", доктор медицинских наук, академик, генерал Владимир Пономаренко.
Почему же летчики Ту-154М пошли на риск?
Удаль летного училища
"Мы допускаем, что пилот получил прямой приказ от президента садиться, - говорит источник "Новой" в СКП. - На земле по плану шли протокольные мероприятия, опаздывать было нельзя. Из записи разговора диспетчера с пилотом понятно, что диспетчер действительно рекомендовал экипажу идти на запасные аэродромы. Но запретить посадку гражданского самолета он, военный, не мог".
Один из диспетчеров, работавших на аэродроме Северный в день катастрофы, предположил, что дело могло быть не в прямом приказе от президента. "Мы называем это "удаль летных училищ", - говорит он. - Она есть у многих летчиков: "Я ас, я президента вожу, что - я не посажу самолет?"
По мнению Пономаренко, пилот наверняка испытывал колоссальное эмоциональное напряжение: как же, он - лучший летчик страны - и не может посадить самолет? "От этого появляются напряжение и неуверенность, - говорит Владимир Пономаренко. - А они заставляют пилотов совершать ошибки".
Банальные ошибки
Итак, пилоты принимают решение садиться. Эксперты "Новой" уверены: посадка в "Северном" была сложной, но не невозможной. Тем не менее летчики допускают сразу несколько ошибок. Во-первых, слишком рано снижаются. Кроме того, как еще в субботу заявил Сергей Шойгу, пилоты отклоняются от глиссады на 150 метров. Почему?
Диспетчер "Северного" объясняет: самолет должен был снизиться до ста метров на расстоянии в шесть километров до ВПП. Если в в этот момент экипаж не увидит полосу, он должен сделать круг или уйти на запасной аэродром.
Однако в шести километрах самолет уже был почти у самой земли. По мнению Пономаренко, это явно свидетельствует: пилоты пытались найти полосу и не видели ее. Причем делали это вдвоем.
В сильный туман вместо огней полосы видно зарево, и не сама полоса, а ее приблизительное местонахождение. Поиском полосы по инструкции занимается командир экипажа. Именно он должен ввести лайнер точно в створ. Если в этот момент второй пилот неточен или тоже отвлекается на поиски полосы, самолет может, во-первых, опуститься слишком низко, а, во-вторых, не снизить вертикальную скорость. На посадке она не должна составлять больше 3-5 метров в секунду. А Ту-154М столкнулся с землей как минимум на скорости в 7-8 м/с.
"При посадке экипажу важнее то, куда самолет летит, потом - как летит, - говорит Пономаренко. - Второй пилот поднял голову над приборами, отвлекся, случайно надавил на штурвал чуть сильнее - и все, скорость увеличилась. А вот чтобы ее снизить, нужно время. Ту-154 - машина инертная".
Еще одна версия: пилот мог попытаться поднырнуть под туман, опустившись ниже его, но не смог подняться обратно. По словам диспетчера аэродрома "Северный", в километре от взлетно-посадочной полосы стало понятно, что самолет идет гораздо ниже глиссады (стандартной траектории снижения): в 20 метрах от земли вместо положенных 60, и с сильным креном на левое крыло. "Мой коллега крикнул: "Выравнивай горизонт!", но самолет продолжил идти вниз", - рассказывает диспетчер. Затем связь оборвалась, лайнер срезал верхушки деревьев, врезался в линию электропередач и начал распадаться на части. "При падении вспыхнул пожар, но его потушили мгновенно - пожарная часть находится в 300-400 метрах от места крушения, - говорит следователь СКП. - Но спасать уже было некого".
*Допустимый минимум есть у каждого самолета, пилота и аэродрома. При посадке выбирается максимальный из них....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции