Lenta.Ru
15 апреля 2010, 18:17
Полный бак
Военно-воздушные силы США финансируют сразу несколько программ модернизации самолетов-заправщиков, которые в перспективе должны не только облегчить процесс заправки истребителей, но и расширить функционал самих танкеров
Как в магазине
В середине апреля 2010 года ВВС США начали испытание новой системы распознавания самолетов для воздушных заправщиков. Идея такой системы была позаимствована у супермаркетов, где она используется для быстрого считывания информации о том или ином продукте, например его стоимости и сроке годности. В испытаниях ВВС принимают участие танкер KC-135 Stratotanker, оборудованный автоматической системой идентификации самолетов (ARAI), и истребитель F-16 Fighting Falcon, на котором установлена специальная радиометка (RFID).
Замысел ВВС довольно прост. Согласно действующим правилам, оператор заправщика должен визуально определить тип заправляемого самолета и его бортовой номер, а затем по радиосвязи с пилотом установить принадлежность истребителя к той или иной эскадрилье. Всю полученную информацию необходимо внести в бортовой компьютер заправщика. Только после выполнения этой процедуры оператор может приступить к заправке.
Существование столь сложной системы обусловлено тем, что в США оплачивать стоимость перекачанного на истребитель топлива должна та эскадрилья, к которой он приписан. Тем не менее, во время заправки по разным причинам в записи операторов заправщиков нередко вкрадываются ошибки, из-за которых за потребленное топливо платит не та эскадрилья либо оказывается, что была произведена заправка самолета из несуществующей части ВВС. Создание радиометок призвано устранить такие ошибки.
В RFID самолетов предлагается записывать информацию о типе летательного аппарата, его принадлежности к той или иной эскадрилье, бортовом номере, пилоте, времени полета, остатках топлива в баках и многом другом. Эти сведения будут считываться ARAI заправщика и автоматически заноситься в реестр бортового компьютера. Таким образом, удастся избежать ошибок в опознавании самолетов. Кроме того, использование радиометок позволит ускорить процесс заправки.
Еще одной положительной стороной использования радиометок является возможность точного опознавания заправляемых самолетов в ночное время в условиях радиомолчания. На самолетах ВВС США планируется использовать пассивные RFID, "отдающие" записанную на них информацию только при получении слабого радиоимпульса определенной частоты извне - в данном случае, от ARAI. Такая система не нарушит режима радиомолчания, но при этом позволит оператору получить исчерпывающую информацию о заправляемом самолете.
Ожидается, что испытание системы ARAI/RFID займет несколько месяцев. По итогам серии испытаний их результаты будут направлены Командованию ВВС США, которое будет принимать решение о внедрении такой системы на все военные самолеты.
Горючка для беспилотников
Использование новых радиометок может особенно пригодиться при заправке в воздухе беспилотных летательных аппаратов, войсковую принадлежность которых невозможно установить по радиосвязи. Впрочем, конструкция самих беспилотников и не подразумевает наличия модулей обычной радиосвязи - установленные системы обеспечивают только связь с наземными системами управления.
Сложно предсказать, когда американские беспилотники научатся заправляться в воздухе, но разработки в этой области уже активно ведутся. В частности, в марте 2010 года американская компания Northrop Grumman провела десять испытаний, в которых проверялась работа нового программного обеспечения, основанного на технологии относительной навигации. Такое ПО будет в перспективе использоваться на беспилотниках и отвечать за процесс сближения аппарата и заправщика и за саму заправку.
В испытаниях принимал участие пилотируемый самолет Learjet с установленным на бортовой компьютер программным обеспечением. Это ПО работало совместно с прибором LN-251, который совмещает в себе 24-канальную систему глобального позиционирования и систему инерциальной навигации. В ходе испытаний ПО Northrop Grumman выводило на экран команды по управлению самолетом, а пилоты их в точности выполняли. Таким образом, Learjet номинально выполнял роль беспилотника.
Во время испытаний ошибка программного обеспечения в точности позиционирования составила всего один метр - на такое расстояние сумел приблизиться самолет к заправочной штанге танкера KC-135. При этом горловина Learjet оказалась почти точно под штангой заправщика. Сейчас Northrop Grumman занимается доработкой своей системы, требующей обмена данными о местонахождении между танкером и БПЛА. В ближайших планах компании - уменьшить ошибку позиционирования до нескольких сантиметров. Такую погрешность уже сможет скорректировать оператор танкера, управляя штангой.
Следует отметить, что руководство Пентагона сделало ставку на беспилотные летательные аппараты. В ближайшие двадцать лет число беспилотников на вооружении США вырастет в четыре раза. Численность одних лишь тяжелых боевых БПЛА увеличится с 220 до 900. При этом число пилотируемых летательных аппаратов сократится на десять процентов. Это означает, что наличие возможности дозаправки беспилотников в воздухе будет просто необходимо.
Сейчас Northrop Grumman занимается разработкой палубного боевого беспилотника X-47B UCAS, который создается для ВМС. Этот аппарат, помимо стандартного набора функций, будет иметь возможность не только заправляться в воздухе, но и выступать в роли заправщика. Технические требования к реактивному X-47B предусматривают возможность вести патрулирование на протяжении 2-4 суток, что подразумевает заправку в воздухе.
В большой семье
ВВС США сейчас проводят тендер на создание и поставку 179 самолетов-заправщиков нового поколения стоимостью 35 миллиардов долларов. Заявку на участие в конкурсе уже подал концерн Boeing, который предлагает заправщик на базе KC-767-200 с новой цифровой кабиной пилота, заправочной штангой с электронным управлением и высокой скоростью перекачки топлива. Других участников в тендере пока нет.
Применение в новых заправщиках технологии ARAI/RFID и системы наведения для БПЛА позволит значительно расширить функционал самолетов и, очевидно, интегрировать их в новое "семейство" дальних ударных систем, разработкой которого в будущем году займется Пентагон. Это семейство, возможно, будет включать в себя и орбитальные беспилотники, и бомбардировщики, и гиперзвуковые ракеты, и баллистические ракеты с обычной боеголовкой. Можно предположить, что автоматическим заправщикам место в "семействе" тоже найдется.
В США сейчас также формируются требования к истребителю шестого поколения, который, предположительно, должен стать беспилотным гиперзвуковым авиационным комплексом, включенным в единую информационную систему Пентагона. Учитывая, что США сейчас ведут военные действия в далеких Ираке, Афганистане и Пакистане, возможность дозаправки для таких самолетов будет обязательной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции