Финмаркет
19 апреля 2010, 17:03
Экономика Европы - как на вулкане
Если авиаколлапс в Европе продлится еще неделю, то отставание европейской экономики по темпам восстановления будет еще существенней, беспокоятся эксперты. Неприятности скажутся на мировой торговле и экономике
Продолжительное закрытие европейского воздушного пространства из-за вулканической пыли может нанести огромный ущерб и задержать восстановление экономики региона, пишет The Wall Street Journal.
C начала авиаколлапса в четверг на прошлой неделе были отменены свыше 63 тыс. авиарейсов, и быстрое восстановление сообщения не предвидится.
По оценкам аналитиков, регуляторы поторопились с закрытием воздушного пространства во многих странах без проведения подробного анализа атмосферных условий. "Полеты в дневные часы абсолютно безопасны", - утверждает глава KLM Royal Dutch Airlines Петер Хартман.
Авиакомпании и туроператоры несут огромные дополнительные издержки в связи с необходимостью размещения пассажиров отмененных рейсов в гостиницах или отправки их другими видами транспорта. Экономисты считают, что, хотя извержение исландского вулкана и не станет точкой отсчета повторной рецессии в Европе, окончательное восстановление экономики задержится.
"Учитывая, что восстановление экономики еврозоны и без того является слабым, эти события определенно окажут негативное влияние", - полагает директор Центра европейских политических исследований Дэниэл Грос.
А оно и без того медленное и хрупкое. Согласно окончательным данным Статистического управления Евросоюза, ВВП еврозоны не изменился в четвертом квартале 2009 года по сравнению с предыдущим кварталом. Кроме того, оценка снижения ВВП региона в четвертом квартале в годовом исчислении была пересмотрена в худшую сторону - до 2,2% с 2,1%. В третьем квартале экономика еврозоны выросла на 0,4% относительно предыдущего квартала и снизилась на 4,1% в годовом исчислении.
Сейчас отрасли экономики, зависящие от авиадоставки грузов и авиаперевозки пассажиров, уже испытывают давление, сообщает The New York Times.
Например, кенийские цветоводы, на долю которых приходится около 35% импорта цветов в страны Евросоюза, несут убытки порядка $2 млн в сутки. Фермеры Северной и Южной Америки, Израиля, Турции и ряда стран Африки несут еще большие убытки, так как значительная часть их продукции должна доставляться в Европу по воздуху из-за небольшого срока годности.
Логистические цепочки производителей высокотехнологичной продукции, которая часто перевозится по воздуху, также разрушены, что приводит к перебоям в поставках компонентов и готовых изделий.
Компания экспресс-доставки DHL в странах Северной Европы все чаще в последние дни отказывается от авиаперевозки грузов в пользу наземного транспорта, что существенно повышает сроки доставки и увеличивает издержки компании.
Крупнейший туроператор Европы TUI Travel ежедневно теряет 5-6 млн фунтов стерлингов из-за перебоев в авиасообщении. Ограничение полетов в Европе обходится австралийской компании Qantas в $1,4 млн в сутки.
Греция, которой и без того хватает финансовых проблем, страдает из-за значительного снижения числа туристов на фоне авиаколлапса. "Ситуация может существенно осложнить положение Греции, которой нужен каждый пенни от туризма", - утверждает главный экономист Royal Bank of Scotland по странам Европы Жак Кайю.
Однако не все отрасли несут убытки: железнодорожное, автобусное, водное транспортное сообщение пользуется все большей популярностью в Европе, а компании в этих секторах получают значительную прибыль.
Но если закрытие воздушного пространства продлится хотя бы до конца этой недели, его минусы значительно превысят слабый позитив в других отраслях и выльются в еще более существенное отставание европейской экономики по темпам восстановления, утверждает главный экономист AXA Group Эрик Чейни. Поскольку Европа является крупнейшим экспортером мира и вторым по величине импортером, а также самым большим потребителем китайских товаров, ее проблемы негативно повлияют на мировую торговлю и экономику в целом, добавил он.
По данным Centre for Asia Pacific Aviation, убыток от извержения вулкана для авиатрасли может оставить свыше $2 млрд. Коллапс воздушного сообщения в Европе из-за извержения вулкана Эйяфьелль в Исландии приводит к падению стоимости акций европейских авиаперевозчиков.
Между тем британский премьер-министр Гордон Браун высказался в защиту ограничений на авиаперевозки, назвав безопасность пассажиров "важностью высшего уровня".
Коллапс продолжается уже пятый день. И перспективы нормализации воздушного сообщения остаются туманными. В настоящее время воздушные пространства 17 европейских государств остаются закрытыми. Вулканический пепел, парализовавший авиасообщение в Европе, образовался в результате извержения вулкана в Исландии. В настоящее время пепел распространился на юг до Турции и на восток до Енисея, шлейф пепла двигается на запад через Атлантику и, как ожидается, достигнет побережья Ньюфаундленда ко вторнику.
Облако пепла от извергающегося исландского вулкана направляется в строну канадского севера, пишет в понедельник канадская газета The Globe and Mail. На данный момент в связи с приближением облака из аэропорта Сент-Джонса (провинция Ньюфаундленд) отменены 13 рейсов, как внутренних канадских, так и в США.
Представители канадской службы охраны природы сообщили газете, что вероятность того, что облако затронет воздушное пространство Канады оценивается в 30%. Пресс-секретарь авиакомпании Air Canada Анджела Ма рассказала, что кроме аэропорта в Сент-Джонсе затронутыми окажутся еще два - в населенном пункте Дир-Лэйк, а также в Гандере. Последний аэропорт является пересадочным узлом.
Частицы пепла от извергающегося в Исландии вулкана ко вторнику достигнут воздушного пространства Корейского полуострова, сообщает в понедельник южнокорейское метеорологическое бюро. В то же время, отмечают эксперты, концентрация пепла в воздухе будет мала, и никакой опасности он нести не будет.
Между тем, в понедельник в сеульском аэропорту "Инчхон" отменены около 30 пассажирских и грузовых рейсов в страны Европы. С пятницы отменено 122 рейса между Южной Кореей и странами Европы.
К настоящему времени более 6,8 млн пассажиров оказались в плену у облака пепла, накрывшего европейский континент. Воздушное пространство в более чем 20 странах остается закрытым. Авиакомпании, вынужденные отменить рейсы, несут убытки в размере в среднем $200 млн в день.
Министры транспорта стран-членов Евросоюза проведут в понедельник экстренную видеоконференцию для обсуждения путей преодоления авиатранспортного коллапса, вызванного извержением вулкана в Исландии.
Созываемая по инициативе председательствующей в ЕС Испании конференция обсудит, в частности, предложение о том, чтобы пассажиры из Европы, застрявшие в США и Азии, доставлялись сначала по воздуху в Испанию, а оттуда уже добирались до дома на поезде, автобусе или по морю, сообщила в понедельник телерадиокорпорация ВВС.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) резко критикует действия европейских правительств после извержения исландского вулкана, которое привело к длительному блокированию воздушного пространства Европы.
В опубликованном в понедельник пресс-релизе IATA призывает европейских лидеров объединиться и найти реальные пути решения проблемы.
"Кризис длится уже достаточно долго, чтобы мы могли выразить свое недовольство тем, как правительства пытаются с ним справиться: без оценки риска, без консультаций, без координации и единого руководства, - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. - Невероятно, что транспортным министрам Европы понадобилось пять дней, чтобы организовать телеконференцию".
По словам Д.Бизиньяни, проблеме воздушного сообщения должен быть отдан приоритет, и европейские власти должны как можно быстрее открыть воздушное пространство над континентом, избегая угроз безопасности.
Руководство IATA негативно отозвалось и о выбранном странами Европе подходе: закрыть воздушное пространство на основании теоретических моделей без проверки реальных атмосферных условий и консультаций с авиаперевозчиками.
"Безопасность является нашим основным приоритетом. Авиакомпании не будут летать, если это небезопасно. Я провел консультации со входящими в состав организации авиакомпаниями, которые обычно работают в этот воздушном пространстве. Они сообщают об упущенных возможностях безопасных полетов", - добавил глава IATA....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финмаркет». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"