Российская Бизнес-газета
20 апреля 2010, 13:32
Летать как птицы
Новые правила закрепили три класса воздушного пространства и ввели уведомительный порядок его использования
- Александр Викторович, что позволят в первую очередь сделать эти правила?
- Во-первых, перераспределить полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области государственного регулирования использования воздушного пространства и организации использования воздушного пространства. Во-вторых, учесть мероприятия, проведенные в единой системе организации воздушного движения РФ (далее - ЕС ОрВД), по объединению военных и гражданских секторов центров ЕС ОрВД и перехода отрасли на однофрагментную систему. В-третьих, привести структуру воздушного пространства РФ в соответствие со статьей 15 Воздушного кодекса и установить: зоны и районы (зоны и районы ЕС ОрВД, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны); маршруты ОВД; районы аэродромов, аэроузлов, вертодромов; специальные зоны; маршруты полетов воздушных судов; запретные зоны; опасные зоны; зоны ограничения полетов. А также ввести новые элементы структуры воздушного пространства: районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны.
Серьезные изменения коснулись не только текста правил, а оценки значимости последствий возможности эффективного использования национального достояния, которым является воздушное пространство, в мирное время - в интересах экономики, а в особый период - в интересах обеспечения обороноспособности страны.
Основными отличиями новых правил являются:
- дальнейшая унификация правил в целях устранения различий с международными стандартами;
- ликвидация пробелов и противоречий, возникших после перехода гражданской авиации к работе в рыночных условиях и ориентации на применение в корпоративных и личных целях;
- исключение фактически утративших силу норм, не позволяющих эффективно использовать воздушное пространство или не имеющих должного механизма реализации.
Кроме того, закреплен и новый механизм организации структуры воздушного пространства. Прописаны положения, реализующие внедрение маршрутной зональной навигации. Изменен порядок совершенствования структуры воздушного пространства, разработки и подготовки документов, определяющих организацию выполнения полетов в районе аэродромов, вертодромов, закреплены положения, определяющие использование беспилотных летательных аппаратов.
Но самое основное - это то, что закреплены три класса воздушного пространства и введен уведомительный порядок использования воздушного пространства (ИВП).
- Но ведь эта норма уже была введена несколько лет назад...
- В июле 2006 года в Воздушном кодексе была закреплена норма, определяющая уведомительный порядок использования воздушного пространства воздушными судами. Эту норму требовалось развить в следующем нормативном документе, которым и являются Федеральные правила использования воздушного пространства РФ.
Воздушное пространство РФ к ноябрю 2010 года будет распределено на контролируемое воздушное пространство и неконтролируемое.
Полеты в контролируемом воздушном пространстве осуществляются только с разрешения диспетчера и под его управлением. Диспетчер несет ответственность за предотвращение столкновения воздушных судов. Это его основная задача. Полеты в неконтролируемом воздушном пространстве (применяется уведомительный порядок) возлагают всю ответственность за полет на командира воздушного судна в границах неконтролируемого воздушного пространства.
Новые правила использования воздушного пространства вводят классификацию воздушного пространства. Предусмотрены три класса: класс А - разрешается полеты выполнять только по приборам и только под управлением диспетчера. Ограничения скорости нет. Класс С, где разрешается выполнять полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости тоже не применяются, в этом классе летают под управлением диспетчера. И новый класс, это класс G - разрешается выполнять полеты по правилам визуальных полетов и по приборам. Эшелонирование воздушных судов не производится. По запросу экипажа ему предоставляется полетно-информационное обслуживание. Однако при вылете командир воздушного судна обязан уведомить диспетчера о своем вылете.
Классификация воздушного пространства позволит разделить ответственность за безопасность полетов между диспетчером и командиром воздушного судна.
- Наверное, есть зоны, в которых нельзя летать по уведомительному порядку, к примеру, зоны аэропортов?
- Правила определяют запретные зоны, опасные зоны и зоны ограничения полетов. Запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве России для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов. Например: атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве. Опасные зоны устанавливаются над открытым морем в интересах видов деятельности государственных структур и в воздушном пространстве в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью.
Зоны ограничения полетов устанавливаются в воздушном пространстве РФ над объектами (в районах), где полеты воздушных судов необходимо ограничивать по времени или по условиям их выполнения.
Запретные зоны, зоны ограничения полетов и постоянные опасные зоны устанавливаются Министерством транспорта РФ по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.
- Для большой авиации будут существенные изменения в новых правилах?
- Практически ничего не меняется. Однако гибкое использование воздушного пространства российскими и зарубежными авиакомпаниями в условиях роста интенсивности воздушного движения позволит сократить эксплуатационные расходы пользователей при одновременном повышении уровня безопасности полетов и надежности аэронавигационного обслуживания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 17, 2025
Аэрофлот подвел итоги дальневосточной программы полетов за 2024 год
Январь 17, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году на 23% нарастила пассажиропоток через Калининград
Январь 16, 2025
Аэрофлот назвал самые быстрорастущие направления за 2024 год
Январь 17, 2025
Арбитраж обязал барнаульский аэропорт выплатить задолженность в размере почти 3 млн