Гудок
28 апреля 2010, 10:01
Авиакомпаниям заплатят за пассажиров
Государство готово компенсировать убытки российских авиаперевозчиков за счет бюджета
Вице-премьер Сергей Иванов накануне подтвердил что механизм помощи авиакомпаниям будет обсуждаться после того как сами перевозчики полностью подсчитают свои убытки. Он напомнил, что потери мировой авиаотрасли от извержения исландского вулкана и решения о закрытии воздушного пространства оцениваются примерно в $2 млрд. При этом Сергей Иванов отметил, что в России небо не закрывали, однако российские авиакомпании на протяжении 6 дней не могли выполнять рейсы в Европу.
По словам вице-премьера, наибольший ущерб от закрытия европейского воздушного пространства понес "Аэрофлот", так как это наиболее крупная российская авиакомпания и больше всего выполняет регулярных рейсов в Европу.
В тоже время генеральный директор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Виталий Савельев заявил, что убытки компании, по предварительной оценке составляют несколько миллионов долларов. Но компания не намерена просить помощи у государства и повышать цены на билеты.
За время закрытия воздушного пространства "Аэрофлот" вернул пассажирам полную стоимость около 4 тысяч билетов, разместил за свой счет в гостиницах около 1300 человек в России и примерно 2 тыс пассажиров в Европе.
В пресс-службе авиакомпании S7 сообщили, что за время извержения вулкана были отменены только рейсы в Европу. Поэтому убытки не значительны и в данный момент как раз завершается подсчет потери, связанных с размещением пассажиров и возвратом билетов. Заявку на компенсацию убытков S7 в Росавиацию пока не подавала.
Как отметил руководитель пресс-службы "Трансаэро" Сергей Быхал примерный объем потерь уже известен - 18-20 миллионов рублей. "Главные статьи убытков - возврат билетов пассажирами, поехавшими на поездах или машинах, наземное обслуживание пассажиров в странах Европы - то есть размещение в гостинице, оплата питания, а также расходы компании связанные с выполнением рейсов большей протяженности, связанных с облетом облака пепла в Европе.
Как отметил генеральный директор Федерального агентства Воздушного транспорта Александр Нерадько, в настоящее время в России, как и во всем мире не предусмотрено механизмов по компенсации потерь авиатранспортным компаниям. Поэтому в ходе консультаций с представителями авиаперевозчиков будет сформирован универсальный механизм финансовой поддержки со стороны государства.
Нынешний коллапс полностью соответствует определению форс-мажора, Однако согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ запрет на авиаполеты, введенный европейскими властями полностью соответствует определению "форс-мажора". А в этом случае авиакомпании не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств.
К форс-мажорным обстоятельствам относятся стихийные явления, такие, как землетрясение, наводнение, а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.д.
К форс-мажору относятся запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.
Начальник инвестиционного отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов пояснил "Гудку", что в случае наступления форс-мажора частные компании вне зависимости от сферы их деятельности не вправе рассчитывать на компенсацию убытков со стороны государства. "Но "Аэрофлот" - это компания с участием государственного капитала и если "Росавиация" решит их поддержать, то стоит поддержать и других перевозчиков.
Но бюджет на 2010 год расписан и в нем исключены адресные выплаты коммерческим предприятиям. Но как показал кризис, правительство с готовностью предоставляет финансовую помощь крупным компаниям. Поэтому механизм покрытия убытков за счет бюджета можно придумать", - предположил Денис Барабанов.
По мнению эксперта даже получивший миллионные убытки "Аэрофлот" не особенно нуждается в дополнительных государственных средствах. "Потеряв на запрете полетов 10 миллионов долларов, наш крупнейший перевозчик получил в десятки раз больше только на роялти от зарубежных компаний", - объяснил Денис Барабанов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции