Труд
26 ноября 2001, 16:25
Здесь любят надувать
В России возрождается строительство дирижаблей
Русскому воздухоплавательному обществу (РВО) исполнилось 120 лет. Однако 80 из них общество не действовало и возродилось только в 1997 году. Вице-президент РВО Геннадий Верба считает дирижабли "транспортом будущего", а нас - свидетелями их второго рождения...
Долгое время полагали, что дирижабли изобрел граф Фердинанд Цеппелин. "Однако наш соотечественник Циолковский опередил графа не только во времени, но и по качеству, - рассказывает Геннадий Верба. - Именно благодаря дирижаблям, а не за чертежи ракет и марсианских поселений Циолковский был признан советским правительством.
В 30-е годы XX столетия в стране начался настоящий "дирижабельный бум". Газеты писали о том, что "тихоходы"-великаны скоро поднимут на небо всю страну. Погубило красивую мечту то, что топливом для дирижаблей в те годы был взрывоопасный водород. В 1937 году самый большой в мире 120-тонный цеппелин сгорел при посадке. Погибло много людей. Годом позже на Кольском полуострове врезался в гору крупнейший советский дирижабль В-6. За 3-4 года произошло несколько крупных катастроф. Одновременно началось развитие авиации, которое подтолкнула начавшаяся война. В итоге дирижаблестроение сошло на нет.
Геннадий Верба ведет меня по цехам и лабораториям воздухоплавательного центра "Авгуръ". Здесь рождаются современные летательные аппараты - они легче воздуха. Чертежи летающих машин выполняются на компьютерах. Потом, когда разработки готовы и утверждены, закупается сырье и материалы, из которых здесь, в цехах "Авгура", создается сложная летательная техника. Геннадий показывает мне кабинку дирижабля. Она напоминает обычную пилотскую на самолете и как бы "пришита" у дирижабля под "брюхом".
- У нас грандиозные планы, - рассказывает мой собеседник. - Второй год мы работаем над самым большим в истории воздухоплавания дирижаблем грузоподъемностью 180 тонн. А года через два-три сделаем трехтонный "грузовик", который будет "съедать" топлива в семь раз меньше, чем самолет, и в 15 раз меньше, чем вертолет.
- Весь мир уже понял, что дирижабли и аэростаты - машины будущего, которые родились раньше своего времени, - считает Верба. - Например, в США границу с Мексикой закрывают четыре оснащенных локаторами привязных аэростата - "высотные пограничники". Аэростаты для разведки, связи, наблюдения, радиоперехвата могут быть очень эффективны. Мы тоже потихоньку движемся вперед: недавно, например, подключили к Интернету через висящий над столицей аэростат 40 московских школ. Что касается дирижаблей, то это - потенциальные безошибочные миноискатели, телеоператоры и, конечно, транспорт значительно более экономный и экологичный, чем авиация.
Однако государственного интереса, несмотря на моральную поддержку Росавиакосмоса, русские воздухоплаватели пока не чувствуют. Впрочем, однажды "телевизионные чиновники" обратились к ним с просьбой о помощи: когда случился пожар на Останкинской телебашне. Нельзя ли, дескать, восстановить вещание с помощью какого-нибудь вашего приспособления? "Можно, - ответили специалисты из "Авгура", - но для этого необходим гигантский аэростат. Чтобы создать такой, нужны деньги и время". На этом разговор закончился......
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114