О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Великий китайский истребитель

Соединенные Штаты предсказывают: Пекин представит самолет пятого поколения уже через восемь лет

Американские разведчики заявили, то Китай построит свой истребитель пятого поколения к 2018 году. Сможет ли он противостоять российским и штатовским аналогам, пока неизвестно. Техническое описание китайского самолета весьма смутное, но есть основания предполагать, что он будет создан на базе J-10. Газета ВЗГЛЯД попыталась представить, на что может быть похож этот истребитель и можно ли будет его в полной мере отнести к "пятому поколению".

Истребитель пятого поколения появится в Китае к 2018 году, заявил в четверг официальный представитель американского Национального военно-воздушного и космического разведывательного центра (National Air and Space Intelligence Center) Уэйн Алмэн.

Выступая на слушаниях, проведенных членами комиссии конгресса США по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, Алмэн признал, что собирать разведывательную информацию в Китае очень сложно. По его словам, США еще предстоит разобраться, сможет ли новый китайский истребитель противостоять на равных F-22, сообщает ИТАР-ТАСС.

Годом раньше министр обороны США Роберт Гейтс сообщал, что Китай будет располагать прототипом аналогичной машины не ранее 2020 года и "лишь горсткой" - к 2025-му", напоминает его слова Reuters. Видимо, несмотря на озвученные "трудности со сбором информации", американская разведка получила какие-то сведения, позволившие скорректировать прогноз.

Впрочем, возможно, сложности несколько преувеличены: китайцы порой не очень дисциплинированны в вопросах режима информационной безопасности. Так, в 1995 году один из инженеров, работавших над проектом истребителя J-10, поссорился с начальством и после ухода из проекта разместил в Интернете довольно подробные сведения о самолете, за что и получил семь лет заключения. А два года спустя продувочная модель истребителя "засветилась" в одной из передач китайского телеканала на заднем плане, в кабинете директора 601-го исследовательского института (головная организация по проекту) во время его встречи с руководством КНР.

Кроме того, возможный облик китайского истребителя пятого поколения довольно активно обсуждается в китайском Интернете, причем не только на китайских форумах (которые являются в большинстве своем премодерируемыми), но и на тайваньских. Нет сомнения, что соответствующие структуры в США (и не только, надо полагать) внимательно мониторят эти ресурсы.

Истребитель J-10 не случайно упомянут в заметке в связи с перспективной машиной пятого поколения: похоже, что многие его элементы отрабатываются именно на "десятке". Не исключено, что и сам новый самолет будет построен на ее базе путем последовательного совершенствования исходного образца. Весьма китайский путь развития, и не только технического.

Так, например, на самолете типа J-10A бортовой "1029" появился воздухозаборник с удлиненной, заостренной нижней "губой", который позднее перекочевал на немногочисленные пока серийные J-10B. Такая форма "губы" экранирует от радаров противника первую ступень компрессора двигателя, которая считается одной из самых "светящихся" в радиодиапазоне частей самолета.

Кстати, еще в 2008 году в докладе "Китайская военная мощь" (China Military Power) американские специалисты отметили, что в ходе очередных учений радиолокационная сигнатура J-10 значительно упала, в 4-5 раз!

Еще более "стелсовым", как предполагается, станет палубный вариант J-10, трехмерная модель которого в начале года была размещена на одном из китайских военных форумов. Это двухмоторная машина имеет двухкилевое оперение с характерным развалом килей в стороны и элементами защиты одних частей планера другими от радиолокационного облучения. Многим облик палубной модификации напоминает облик американского F-35, но с некоторыми упрощениями.

Предположительно, создание китайского истребителя пятого поколения поручено 611-му исследовательскому институту. В прошлом году во Всемирной паутине промелькнули кадры любительской съемки некоей двухмоторной машины, похожей на маериканскую F-22, но сохранившей при этом переднее горизонтальное оперение. По этим кадрам было практически невозможно сказать, что это было: реальный полноразмерный макет, прототип, технологический демонстратор или фейк, элемент дезинформации, призванной убедить противника, что работы по пятому поколению ведутся в Китае нарастающими темпами? Надо сказать, что согласно последним заявлениям - убедили.

"Разве это не ужасно, что к 2020 году США будут иметь всего лишь в 20 раз больше продвинутых истребителей-невидимок, чем КНР?" - вопрошал Гейтс 8 мая, выступая в президентской Эйзенхауэровской библиотеке в Абилене, Канзас. Однако опасения американцев, как кажется, сильно преждевременны.

Похоже, что китайский самолет, поскольку создается только национальными силами, окажется "пятым поколением" лишь отчасти. Китайские специалисты, создав со сторонней помощью J-10, доказали способность авиапрома Поднебесной строить планеры с современной аэродинамикой. Но пока "десятка" все еще оснащена российскими двигателями и российской (по другим сведениям - итальянской) РЛС. Создать свою копию российского мотора АЛ-31, обладающего сколько-нибудь заметным ресурсом, они пока не в состоянии, хотя работы идут полным ходом. А между тем мотор следующего поколения - еще более сложный и свершенный, обладающий повышенными характеристиками. Это пока не под силу даже России: Т-50 получит свою "родную" силовую установку только в серии, лет через пять в лучшем случае.

То же и с РЛС с активной фазированной решеткой - просто скопировать изделие такого уровня невозможно, даже получив полный доступ к документации: нужна национальная научная школа, создающаяся десятилетиями.

В том, что самолет в конце концов создадут, вряд ли можно сомневаться. Но сложно поверить в то, что это будет полноценная машина поколения "5" по всем параметрам. Скорее - некое компромиссное решение, сочетающее черты обеих поколений, по крайней мере - на первом этапе существования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка