Газета
27 мая 2010, 12:30
Россия планирует закупить 40 украинских Ан-70
Россия планирует закупить в ближайшие 10 лет 40 военно-транспортных самолетов Ан-70. Эксперты называют возвращение проекта Ан-70 большой удачей для российской армии и надеются, а "антоновцы" обещают произвести нужное количество машин в срок. Смущает цена
Закупка около 40 военно-транспортных самолетов Ан-70, от которых Россия долгое время отказывалась, предусмотрена государственной программой вооружения на 2011-2020 годы, разрабатываемой сейчас в правительстве РФ.
"Все мое отношение (к самолету Ан-70- GZT.RU) должно строиться на официальных документах. Сегодня завершается разработка госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Исходя из тех подходов, которые высказало командование ВДВ, там есть модернизация Ил-76, модернизация и возобновление производства Ан-124 "Руслан", и там есть закупка 30-40 Ан-70. По крайней мере она спланирована. Будет это или не будет - это не мне решать. Но когда потребность войск была обозначена, нам сказали, что мы можем пока соответствующие подходы показать. После утверждения посмотрим",- сказал Шаманов на брифинге в Москве.
По его словам, Ан-70 сможет заполнить "стремительно теряемую" нишу самолетов Ан-12, которые уже не выпускаются и постепенно вырабатывают ресурс. Кроме того, он отметил, что восстановление программы Ан-70 выглядит ожидаемо на фоне улучшающихся отношений России и Украины.
"Это всех нас, безусловно, радует, потому что на Украине у меня проживает очень много родственников",- признался командующий ВДВ.
Ан-70
Самолет Ан-70 разработан в КБ "Антонова" в конце 1980-х годов в качестве оперативно-тактического военно-транспортного самолета, способного взлетать и садиться на грунтовые полосы длинной 600-700 метров (то есть, на любую мало-мальски ровную полянку). Взлетный вес- 47 тонн, что превышает харатеристики ближайших российских аналогов- Ту-330, Ил-214/MTA (оба самолета существуют только в чертежах), Ил-76, а также французского А-400. Первый полет совершил в 1994 году. Всего украинцы успели построить две машины- в 1995 первый опытный образец столкнулся в воздухе с другим самолетом и разбился. На оставшейся машине до 2001 года проводились летные испытания, пока по дороге в Якутск он не упал после взлета недалеко от промежуточного аэропорта в Омске из-за отказа двигателей. Сейчас тот самолет восстановили и продолжают использовать для испытательных полетов. По межправительственному соглашению 1993 года до 2018 года планировалось выпустить 164 Ан-70 для ВВС России и 65- для ВВС Украины.
ВВС России ради создания Ан-70 пожертвовали двумя "Русланами"
Главком ВВС России в 1991-1997 года генерал армии Петр Дейнекин рассказал GZT.RU, что в свое время пообещал генеральному конструктору Ан-70 Петру Балабуеву поддержать эту машину, и для обеспечения финансирования проекта передал ОКБ Антонова два самолета Ан-124 "Руслан", выручка от эксплуатации которых направлялась на развитие Ан-70. Он добавил, что после распада Союза проект продолжал развиваться, пока не поменялось руководство сначала ВВС, а затем и самих стран. При этом два "Руслана", переданных Дейнекиным ОКБ "Антонов", в ходе раздела авиации так и остались на Украине.
"Проект транспортного самолета Ан-70- это моя боль, слава Богу, сейчас ситуация поменялась. Я думаю, что эта машина должна сослужить хорошую службу в военной и коммерческой авиации",- подчеркнул Дейнекин.
Ан-70 испытали лучшие российские летчики
Преемник Дейнекина на посту главкома ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков вспомнил, что подписал распоряжение о начале летных испытаний Ан-70 в России, что, фактически давало самолету право на серийное производство, но вмешалась "темная сила барышей".
"Губернатор Омской области даже предусмотрел деньги для модернизации завода "Полет" (на котором планировали собирать Ан-70 в России- GZT.RU). А потом мои последователи (следующий главком ВВС Владимир Михайлов- GZT.RU) сделали так, что проект был приостановлен - заявили, что он не нужен, что он утяжелен, опасен и т.д. Короче говоря, заблокировали",- рассказал Корнуков.
Экс-главком ВВС добавил, что когда он подписывал свое решение, перед ним лежали рапорты летчиков и инженеров, которые проводили испытания Ан-70, и летчиков военно-транспортной авиации, которые "попробовали" самолет в управлении. "Я просил полетать на этой машине опытных летчиков- командующих дивизий, полков и даже командующего военно-транспортной авиации Виктора Денисова. И все они дали высокие оценки этой машине",- отметил Корнуков.
Причина отсутствия Ан-70 в войсках - в барышах
По его словам, основная причина, по которой проект Ан-70 был заблокирован в российском военном руководстве, не связана с качеством самолета.
"Я думаю, что здесь опять вмешалась темная сила, которая называется "барыши" и "деньги". И заблокировали, перевели этот самолет- по непонятным причинам, хотя я никогда не ставил его в один ряд с Ил-76, поскольку это самолеты для разных задач",- отметил Корнуков.
В 2003 году тогдашний главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, который пришел на смену Корнукову в 2002 году, неоднократно заявлял, что Ан-70 некачественен, и даже запретил ему участвовать в МАКС-2003, сославшись на высокую вероятность аварии.
"Этот самолет нельзя пускать на "МАКС-2003", чтобы не произошло тяжелого авиационного происшествия. Он не отвечает требованиям безопасности, которые пока не гарантированы на этом самолете при использовании двигателя Д-27. Приступать к серийному производству этого самолета можно только после устранения этого мощного недостатка",- заявил тогда Михайлов. При этом он высказался за преимущества самолета Ил-76МФ.
К сожалению, дозвониться до господина Михайлова не удалось.
"Антонов" готов строить по 10 машин в год
Представитель АНТК им. Антонова сообщил GZT.RU, что украинский завод готов "без проблем" выпускать до 10 самолетов в год. "Если будет твердая воля к заказу и финансирование- никаких проблем. В свое время наши заводы выпускали сотни самолетов",- пояснил представитель разработчика Ан-70.
В пример он привел судьбу самолета Ан-148, производство которого началось стремительными темпами после того, когда было принято политическое решение, что самолет востребован в России. После этого "сразу подключились бизнес-структуры, банки", которые позволили предприятию "почувствовать уверенность" и развернуть производство. По словам собеседника GZT.RU, уже летают 6 АН-148, а до конца года планируется построить 18-20 таких машин.
Бортовое оборудование можно обновить
По словам представителя АНТК, сейчас на заводе достраивают два Ан-70 для ВВС Украины, и здесь ожидают параметров для модернизации бортового оборудования Ан-70 в интересах российских ВВС,
"Несмотря на то, что самолет новый, часть оборудования- особенно компьютеры и дисплеи- уже устарело; прошло время, появилась новая электроника, новые дисплеи, новые компьютеры, более мощные и легкие. Поэтому сейчас мы ждем техническое задание на замену оборудование, чтобы понимать, что нужно заменить и на какие образцы. Эта работа сейчас продолжается, и одновременно самолет продолжает летные испытания - осенью и зимой выполнял полеты и сейчас тоже готовится к полетам",- отметил представитель "Антонова".
Под Ан-70 придется модернизировать наземную инфраструктуру военно-транспортной авиации
Основным недостатком Ан-70 в российской армии называют его высокую стоимость и затраты на модернизацию систем наземного обслуживания.
"Новый Ан-70 стоит почти вдвое дороже Ил-76. И не смотря на последующую экономичность - турбовинтовые двигатели Ан-70 потребляют на порядок меньше, чем реактивные Ил-76 - на аэродромах придется модернизировать инфраструктуру наземного обслуживания - ремонта, заправки и т.д.. Этот момент, почему-то, пока никто не учитывает",- отметил собеседник GZT.RU
Представитель ВВС России отметил, что принятие на вооружение Ан-70 также потребует большой программы подготовки летчиков, которым придется проходить подготовку на Украине. Кроме того, запчасти для двигателей также придется ждать из-за рубежа.
"Первое время неизбежно будут проблемы с этим самолетом. Он еще не обката и не опробован в условиях армейской эксплуатации. С Ил-76 уже как-то все "слетались", знают все его минусы и плюсы. А здесь машина таит в себе массу неожиданностей",- отметил представитель ВВС России
"Антонов" доказал превосходство перед "Ильюшиным"
Российские военные эксперты связывают возобновление программы по Ан-70 с низкой активностью российских ОБК. Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что подняв АН-70 и сохраняя проект "антоновцы" доказали свое преимущество перед "ильюшинцами", которые уже трижды переносят создание удлиненной версии Ил-76, а также двухдвигательного среднего транспортного российско-индийского самолета MTA.
"У Российских КБ нет подобных проектов. Учитывая, что у нас нет гиганстких военных амбиций, Ил-76 в варианте ФМ (длиннее на 5 мертов- GZT.RU) мог бы закрыть эту нишу. Но срок старых Ил-76 финален, а ОКБ "Илюшина" не сумела предоставить следующее поколение этого самолета - Ил-476. И, учитывая, что ОКБ "Илюшина" провалили не один проект, конечно, мы в значительной степени сейчас зависимо от "антоновцев",- отметил Пухов.
В то же время эксперт подчеркнул, что сейчас важно правильно оценить возможности украинского завода изготовить 4-5 самолетов в год, а так же способность российского бюджета вовремя за них расплатиться.
"Крестным" Ан-70 может стать Владимир Путин
На АНТК "Антонов" ждут, что уже летом Ан-70 должен быть показан правительственной делегации из России. Не исключено, что смотреть Ан-70 поедет российский премьер Владимир Путин. Именно с его заявлений о высоких достоинствах Ан-148 в свое время начался бурный рост интереса к этой машине. Однако, выбор в пользу Ан-70 должны сделать в первую очередь военные....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции