О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ростехнологии" сказали Boeing

Госкорпорация "Ростехнологии" объявила, что компания Boeing выиграла тендер на поставку среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов "в целях обновления парка воздушных судов авиакомпаний, находящихся под управлением корпорации"

Госкорпорация "Ростехнологии" объявила, что американская компания Boeing выиграла объявленный на МАКС-2009 тендер на поставку среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов "в целях обновления парка воздушных судов авиакомпаний, находящихся под управлением корпорации". Как отмечается в сообщении госкорпорации, "в ближайшее время "Ростехнологии" в сотрудничестве с "Аэрофлотом" приступает к формированию твердых заказов на поставку конкретных моделей самолетов". При этом потенциальным получателем лайнеров может стать не "Аэрофлот", а его дочерние компании.

В "Ростехнологиях" сегодня официально не комментировали, по какой схеме будут закупаться самолеты. Источник, близкий к корпорации, уточнил "АвиаПорту", что "скорее всего, это будет лизинговая схема". В соответствии с протоколом совещания от 15 марта у вице-премьера Игоря Шувалова, по отношению к "Аэрофлоту" за "Ростехнологиями" была закреплена функция "по поставке, лизингу и техобслуживанию воздушных судов "Аэрофлота" и его дочерних компаний на условиях не хуже рыночных".

Boeing ограничился официальным заявлением о том, что компания "рада узнать, что ГК "Ростехнологии" выбрала Boeing 737 Next-Generation для развития своего авиационного бизнеса". "Мы надеемся на продолжение наших долгосрочных партнерских отношений с "Ростехнологиями" и совместную работу над окончательным согласованием контракта, - сообщили в российском представительстве Boeing. - Выбор демонстрирует приверженность "Ростехнологий" к внедрению оптимальных решений для обеспечения своих потребностей на рынке. Экономические преимущества и эксплуатационные экономические характеристики, которые неизменно демонстрирует семейство самолетов Next-Generation 737, будут напрямую способствовать реализации плана "Ростехнологий" по обеспечению российских авиакомпаний эффективными и надежными самолетами, которые помогут им в консолидации и развитии бизнеса как на внутренних, так и на международных рынках". На вопрос, ведутся ли консультации Boeing с "Аэрофлотом", в Boeing уклончиво пояснили, что "тендер на поставку самолетов объявлялся ГК "Ростехнологии".

Тендер на поставку в 2011-2017 годах 65 узкофюзеляжных самолетов (50 - твердый контракт плюс опцион на 15 машин) госкорпорация объявила на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2009) еще для нужд предполагаемой авиакомпании "Росавиа". На тот момент глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов отмечал, что цена одного самолета подобного класса колеблется от $20 млн до $40 млн. Тем самым, при условии прямой покупки 65 самолетов обошлись бы примерно в $1,3-2,6 млрд. Среднемесячный платеж за самолет в размерности A320 / Boeing 737 в случае операционного лизинга может составлять $200-400 тыс., в зависимости от новизны самолета и условий лизинга.

Победа Boeing была предсказуемой после того, как 21 апреля С.Чемезов ясно высказался в поддержку Boeing, отметив, что "в рамках объявленного нами тендера они предложили лучшую цену. К тому же, нам с ними удобно работать, потому что они тоже от нас зависят - без нашей продукции, титана и композитных материалов невозможен выпуск нового Boeing 787". ОАО "ВСМПО-Ависма" (66% акций принадлежат "Ростехнологиям") обеспечивает до 40% потребностей Boeing и 60% - Airbus. В российском представительстве EADS не комментировали подведение итогов тендера.

Ранее представители ОАК неофициально говорили о том, что, если "Ростехнологии" выберут Boeing в качестве поставщика, госкорпорация должна будет закупить некоторое количество российских самолетов, - к примеру, МС-21, и впоследствии заменить ими ввезенные ранее Boeing 737. Примечательно, что с ОАКом предварительное соглашение о поставке авиатехники "Ростехнологии" подписали еще в мае 2009 года - речь шла о закупках 49 региональных самолетов Ан-148 или SSJ-100, 14 Ту-204 и с 2015 года - до 100 МС-21 (находится в стадии разработки, сертификация официально запланирована на 2015 год). Однако, по данным "АвиаПорта", на сегодняшний день никаких дополнительных обязательств перед ОАКом "Ростехнологии" на себя не взяли. "Мы будем еще встречаться и разговаривать с "Ростехнологиями", - подтвердил "АвиаПорту" источник в ОАКе. - Ведь на сегодняшний день не ясно, по какой схеме госкорпорация будет покупать технику - в операционный лизинг или в финансовый лизинг". В госкорпорации же лишь уточнили, что "в долгосрочной перспективе "Ростехнологии" будут приобретать у ОАКа авиатехнику отечественного производства - МС-21, Ан-148 и SSJ-100".

Выбор "Ростехнологиями" самолетов Boeing 737 NG для обновления парка воздушных судов - это только одна часть возможной будущей сделки. Вторая часть - это поиск получателя новых самолетов. Как известно, "Аэрофлот - российские авиалинии" формирует свой парк узкофюзеляжных самолетов исключительно из лайнеров семейства Airbus A320. Помимо уже законтрактованных и полученных машин, национальный перевозчик рассматривает возможность дополнительного приобретения еще 15 самолетов этого производителя, и соответствующий запрос был направлен в госкорпорацию. О реакции "Ростехнологий" на это обращение пока не известно. В свою очередь, в "Аэрофлоте" говорят, что рассмотрение планов по развитию бизнеса авиакомпаний, передаваемых от госкорпорации, запланировано на осень 2010 года, и до тех пор оценивать потребность в авиатехнике для "дочек" преждевременно.

Логично предположить, что "Аэрофлоту" лайнеры Boeing 737 NG сегодня не слишком нужны - однотипный парк позволяет оптимизировать издержки. Правда, иногда политика берет верх над коммерческой целесообразностью, и тогда в зависимости от внешнеполитического вектора зависит и выбор самолетов - в тендере на поставку 22 дальнемагистральных лайнеров симпатии "Аэрофлота" были на стороне Boeing 787, напряженность в отношениях с Америкой вывела в фавориты Airbus A350. Затем последовали "разрядка", сближение с США, и как следствие "Аэрофлот" снова вернулся к сделке по "Боингам". В результате, национальный перевозчик получит 44 дальнемагистральных машины.

Более логично предположить, что самолеты могут попасть в дочерние авиакомпании "Аэрофлота", тем более, что у нынешних "дочек" "Донавиа" и "Нордавиа" опыт эксплуатации Boeing 737 уже есть. Несколько машин американского производителя эксплуатируют ГТК "Россия" и "Сахалинские авиатрассы", а для "Оренбургских авиалиний" это основная рабочая лошадка. Поэтому выбор в пользу Boeing 737 для этих компаний может быть оправданным. Тем более, что в стратегии развития группы "Аэрофлот" есть пункт о создании чартерной и бюджетной дочерних компаний. Детальная проработка бизнес-планов этих компаний должна дать ответ, какой самолет оптимален для решения этих задач. В принципе, прецедент разнотипицы в рамках одной группы компаний есть - S7 Airlines сделала ставку на Airbus A319 и A320, в то время как дочерняя компания "Глобус" активно эксплуатирует Boeing 737, прежде всего на популярных туристических направлениях.

Одним из существенных условий для возможной сделки с "Аэрофлотом" является то, что "Ростехнологии" должны предложить самолеты на условиях "не хуже рыночных". И здесь у госкорпорации возникает ряд вопрос, как структурировать сделку, чтобы ее условия были максимально привлекательными. Снизить стоимость финансирования можно за счет приобретения большой партии воздушных судов (по нынешним меркам, 50-65 самолетов - это очень солидная сделка), а также за счет минимальных рисков заемщика. Очевидно, что в глазах американских финансистов госкорпорация - это достаточно надежный партнер. Однако "Аэрофлот", имеющий высокий кредитный рейтинг, в качестве заемщика выглядит ни чуть не хуже, и он так же может рассчитывать на весьма выгодные условия финансирования.

Другим козырем, который могла бы разыграть госкорпорация, являются таможенные пошлины на ввоз иномарок. Как известно, в свое время ОАК выступила с инициативой об обнулении таможенных пошлин при условии заключения инвестиционного соглашения, предусматривающего покупку самолетов отечественного производства, в таком случае цепочка "сегодня "Boeing", завтра - МС-21" смотрелась бы вполне жизнеспособной. Однако не стоит забывать, что создание Таможенного союза может привести к временному обнулению ввозных пошлин на воздушные суда иностранного производства для авиакомпаний всех трех договаривающихся стран, в таком случае беспошлинный ввоз перестает быть козырем.

На вопрос, что делать с 50 самолетами, если от них откажется "Аэрофлот", однозначного ответа пока нет. С одной стороны, для российского рынка авиаперевозок, вошедшего в очередную полосу роста, пол сотни новых машин - это не чрезмерно много, авиакомпании, которые сохранят независимость после укрупнения "Аэрофлота" с легкостью смогут принять эти машины. С другой стороны, это потребует от "Ростехнологий" возврата к идее авиакомпании - конкурента "Аэрофлота", либо же корпорации придется заниматься несвойственной ей функцией "пристраивать" гражданские самолеты среди авиаперевозчиков.

В нынешней ситуации время работает против госкорпорации. Коль победитель тендера назван, необходимо начинать контрактную работу, а там не за горами внесение депозитов. Когда же речь пойдет о необходимости перечислить американскому производителю крупную сумму в валюте, "Ростехнологиям" нужно будет иметь полную уверенность в том, что эти самолеты будут востребованы в России. А "Аэрофлот", в свою очередь, такой уверенности пока не внушает. По крайней мере, до осени....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка