О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чартер попутал

26 мая Росавиация объявила о своем окончательном решении неукоснительно соблюдать приказ Минтранса, обязывающий чартерных авиаперевозчиков согласовывать рейсы с назначенными перевозчиками на регулярных маршрутах

26 мая Росавиация объявила о своем окончательном решении неукоснительно соблюдать приказ Минтранса, обязывающий чартерных авиаперевозчиков согласовывать рейсы с назначенными перевозчиками на регулярных маршрутах. Но последним гораздо интереснее обслуживать их самостоятельно. В результате стоимость авиабилетов на популярные направления может возрасти минимум на 30%.

Эскалация напряженности

Приказ N 92 был подписан еще в июне 2008 года. В нем предусматривается, что в пакете документов, представляемых с заявкой на получение допуска к выполнению международных нерегулярных полетов, должно содержаться "письмо о согласовании выполнения перевозок (проведении согласования) с назначенным от имени Российской Федерации перевозчиком". То есть, согласно приказу, разрешение на чартерные перелеты необходимо согласовывать с перевозчиками, назначенными на те или иные направления властями стран.

Однако в течение почти двух лет жесткого контроля за исполнением приказа не было: для полетов было достаточно получить разрешение Росавиации, которая никогда никому не отказывала до этой весны - пассажиров всем хватало.

В этом году в отношении таких массовых направлений, как Ираклион (Греция), Ларнака (Кипр), Варна (Болгария), Тунис, Санья (Китай) и Гоа (Индия), ситуация изменилась кардинально (Турция и Египет в этот перечень не попали, так как назначенные перевозчики не способны полностью удовлетворить спрос по этим направлениям). Все началось с того, что в конце марта "Аэрофлот" не согласовал "Трансаэро" рейсы в Ларнаку. В ответ "Трансаэро" потребовала согласовывать с ней перелеты в Ираклион и Монастир, а также на Гоа и в Санья, где она является назначенным перевозчиком, а "Сибирь" (S7) - перелеты в Бургас (Болгария). Заявиться на эти маршруты хотели "Скай Экспресс", "ВИМ-Авиа", "Ямал" и другие, обслуживавшие ранее эти направления, и всем было отказано.

В активную стадию конфликт вошел 19 мая, когда "Аэрофлот" перехватил рейс компании "Скай Экспресс", летевший в Ларнаку. Свои действия "Аэрофлот" обосновывал тем, что чартерный перелет не был согласован с ним как с ответственным перевозчиком. Туристы узнали о том, что на Кипр они полетят на самолете другой авиакомпании, уже находясь в аэропорту Внуково, откуда обычно совершает рейсы на Кипр "Скай Экспресс". Аэрофлот предложил туроператору ICS, который был заказчиком перелета, перевезти туристов на своем самолете, но уже с тем условием, что рейс будет совершаться из аэропорта Шереметьево, а главное - с доплатой €60-70 за пассажира. По данным компании "Скай Экспресс" и туроператора "ICS Трэвэл", заказчиков перелета, все остальные рейсы в Ларнаку, которые состоялись после инцидента 19 мая, тоже были переданы "Аэрофлоту". Наценка на перелет составила 30%. И если раньше стоимость билета составляла €240, то теперь - €310.

Любопытно, что Росавиация вплоть до 18 мая, то есть до последнего дня перед вылетом рейса "Скай Экспресса", официально не сообщала компании о том, что отказывает ей в выдаче разрешения на перелет. "Уведомление об отказе пришло в десять вечера, то есть в тот момент, когда полным ходом шла подготовка к вылету завтрашнего рейса,- говорит начальник департамента по связям с общественностью компании "Скай Экспресс" Виталий Коренюгин.- Времени не хватило даже на то, чтобы предупредить туристов по телефону".

Дурной пример

Хотя разговоры о том, что нечто подобное может произойти, ходили давно, никто не ожидал такой агрессивности от перевозчиков. Много вопросов возникает именно к Росавиации, поскольку никаких официальных решений она не принимала и не делала заявлений о том, что собирается ужесточать контроль за соблюдением того самого приказа. Многие игроки турбизнеса упрекают ведомство в том, что оно действует по указке "Аэрофлота", который еще в марте заявил о намерении настаивать на выполнении норм приказа N 92. Многие авиакомпании рассчитывали, что Росавиация обязательно сообщит о том, что собирается ужесточать порядок выдачи разрешений на чартеры. К тому же участники рынка даже представить себе не могли, что власти согласятся по наводке "Аэрофлота" что-то менять в высокий сезон, когда программы летних вылетов давно укомплектованы, а тысячи путевок проданы.

Представители "Аэрофлота" утверждают: в "Скай Экспрессе" должны были знать, что компания назначенного перевозчика будет придерживаться самых жестких позиций относительно выдачи разрешений на чартеры.

Дело в том, что "захвату" рейса 19 мая предшествовала настоящая война пресс-релизов и открытых обращений сторонников и противников приказа N 92. Впрочем, единственным и самым активным поборником правосудия оказался "Аэрофлот". По другую сторону баррикад оказались почти все ведущие российские авиаперевозчики, в том числе те, кто входит в список назначенных.

"Первый пресс-релиз, в котором сообщалось о том, что мы будем придерживаться твердой позиции относительно чартеров на наших направлениях, вышел еще 23 марта,- напоминает начальник департамента по связям с общественностью компании "Аэрофлот" Олег Михайлов.- В нем мы заявили, что для выполнения нерегулярных рейсов в Ларнаку и Ираклион необходимо получать наше согласование. Мы еще тогда обратились к рынку и убедительно попросили соблюдать закон. В пресс-релизе отмечено, что "Аэрофлот" не несет ответственности за то, что некоторые компании, не получив разрешения на наши рейсы, продают эти рейсы туроператорам".

Участники рынка задают вопрос: почему о невыполнении приказа N 92 вспомнили только два года спустя и почему именно "Аэрофлот" так яро выступает в его поддержку? На это Олег Михайлов отвечает: приказ не соблюдался столько времени потому, что прежнее руководство "Аэрофлота", сменившееся как раз этой весной, им не интересовалось. Эксперты отрасли подтверждают его слова, оговариваясь, впрочем: все дело в новой маркетинговой стратегии, которую выстраивает новое руководство "Аэрофлота", в том числе заместитель генерального директора Андрей Калмыков (бывший помощник министра транспорта, еще ранее - бывший гендиректор и владелец туроператора "Санрайз"), который посчитал нужным воспользоваться выгодами от соблюдения приказа N 92. Андрея Калмыкова понять можно, ведь в составе активов "Ростехнологий" "Аэрофлоту" достанется одна из крупнейших российских чартерных авиакомпаний - "Оренбургские авиалинии".

"На пресс-конференции 8 апреля генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил о том, что у нашей компании есть все возможности и ресурсы для того, чтобы удовлетворить спрос пассажиров по направлениям Москва-Ларнака и Москва-Ираклион,- говорит Олег Михайлов.- Мы всю зиму готовили самолеты Ил-86, чтобы самостоятельно выполнять рейсы по этим направлениям. Допускать чартерные перелеты по данным направлениям нам экономически невыгодно. Такую же позицию, кстати, занял перевозчик "ВИМ-Авиа", к которому мы обратились за разрешением на перелеты по направлению Москва-Салоники: нам тоже было отказано".

Заметим, что еще 16 мая шесть российских авиакомпаний (включая назначенных перевозчиков "Трансаэро" и "ВИМ-Авиа") направили министру транспорта Дмитрию Левитину письмо с просьбой отменить приказ N 92. В письме сказано, что "пункт 20 приказа, содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении допуска, не включает в себя отсутствие согласования назначенным перевозчиком в качестве одного из оснований, что возлагает на Росавиацию ответственность за принятие окончательного решения о выдаче или отказе в допуске". "Если пользоваться 92-м приказом Минтранса как инструментом лоббирования интересов отдельных авиакомпаний, будет создана ситуация, в которой здоровая конкуренция будет невозможна,- говорит начальник департамента по связям с общественностью компании "ВИМ-Авиа" Елена Федорова.- Безусловно, результатом создания подобных тепличных условий для отдельных авиакомпаний станет рост цен на авиабилеты и, как результат, снижение пассажиропотока".

В ответ на это обращение 26 мая Росавиация в своем пресс-релизе, отправленном в отраслевые издания, сообщила, что не намерена менять свои решения. То есть компании обязаны в соответствии с приказом N 92 обращаться к официальным перевозчикам с просьбой о согласовании чартерных перелетов.

В то же время "Трансаэро" почему-то было разрешено перевозить туристов, уже оплативших туры в Ларнаку, без согласования с "Аэрофлотом".

По словам представителей "ВИМ-Авиа", ситуация меняется каждый день, и сказать наверняка, на какое направление назначена какая компания, невозможно. Это происходит только потому, что Росавиация никому, кроме нескольких избранных человек, не предоставляет информацию о том, на какие направления какие перевозчики назначены. На сайте ведомства нет полной информации об этом. Перечень 144 действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении на сайте Росавиации есть, но без указания назначенных перевозчиков ("Деньгам" такую информацию в Росавиации тоже не предоставили). Да и этот документ, как считают в Российском союзе туриндустрии, хорошо бы обновить. Например, в соглашении с Грецией среди пунктов назначения упоминается Кастория, куда сейчас из России рейсов нет, зато не указан Пафос, куда, наоборот, летают часто.

Пока на данный момент известно лишь о том, что "Аэрофлот" является ответственным перевозчиком на направлениях Ларнака и Ираклион, "Трансаэро" - Ираклион, "ВИМ-Авиа" - Солоники, "S7" ("Сибирь") - Варна. И все эти компании, вдохновленные примером "Аэрофлота", теперь тоже отказывают другим компаниям в согласовании чартеров.

Порядок в обмен на цены

Напомним: целью приказа Минтранса N 92 было наведение порядка в системе регулярных и чартерных вылетов. "Ответственность за чартерный рейс у авиакомпании ниже, потому что это дополнительная перевозка - в отличие от регулярных рейсов,- говорит заместитель генерального директора информационного агентства Finam.ru Виктор Галенко.- Чтобы летать за границу, на самолете должно быть установлено специальное дорогостоящее оборудование. Например, это должна быть система эшелонирования, которая бы фиксировала расстояние между эшелонами - промежутками по высоте. В западном воздушном пространстве расстояние между эшелонами снижено в два раза, потому что самолеты летают на очень небольших промежутках по высоте. В связи с этим в системе оборудования должна быть очень качественная система по предупреждению столкновений".

По словам Виктора Галенко, большинство перевозчиков, выполняющих чартерные рейсы, не имеют такого оборудования. Похоже, в список назначенцев попали только те перевозчики, которые целенаправленно занимались обновлением комплектации самолетов. В частности, как уже говорилось, "Аэрофлот" готовился к тому, чтобы самостоятельно удовлетворить спрос на своих направлениях, и занимался оснащением самолетов Ил-86. Возможно, именно поэтому он находится в привилегированном положении по сравнению, скажем, со "Скай Экспрессом" и имеет возможность стать монополистом на рынке. Росавиация, в свою очередь, имеет полное право запретить летать всем, кто не имеет современного оборудования. "Цены на современное оборудование лайнера начинаются со $100-150 тыс.,- говорит Виктор Галенко.- В общей сложности для того, чтобы самолет соответствовал международным стандартам, его нужно оборудовать минимум на полмиллиона долларов".

Такое преимущество позволит всем оборудованным авиакомпаниям вытолкнуть с рынка остальных игроков, которым, по всей вероятности, придется перейти на региональные направления. Это приведет к тому, что в России останется две-три крупные компании, которые и будут задавать ценовую политику. По мнению многих экспертов турбизнеса, государству это выгодно, потому что позволит назначенным перевозчикам конкурировать на международном рынке с другими крупными авиакомпаниями. Но будет ли это удобно нашим туристам, еще вопрос.

"У "Аэрофлота" все самолеты новые, потому что "Аэрофлот" - это компания премиум-класса,- говорит эксперт в области авиаперевозок Екатерина Соболь.- Многие другие компании летают на машинах, которые успели побывать в собственности у нескольких авиакомпаний, то есть с вторичного рынка. Однако последнее условие позволяет бюджетным перевозчикам удовлетворять спрос туристов с небольшим достатком. И теперь не понятно, как будет развиваться ситуация: если цена у монополистов возрастет примерно на треть, то семье из трех человек с достатком ниже среднего, которая целый год копила на отпуск, придется фактически покупать еще один билет".

Получается, что приказ N 92 ничего хорошего не сулит ни перевозчикам, ни туристам. Судя по тому, что сейчас происходит на рынке авиаперевозок, закон не помогает в решении конфликтов между авиакомпаниями, а еще больше запутывает ситуацию. Безусловно, этот приказ действительно нацелен на наведение порядка и в конце концов послужит повышению безопасности воздушных перевозок. Однако сейчас он сработал как бомба. Два года о нем практически не вспоминали - и вдруг...

Когда этот приказ появился, участники рынка поняли, что он дает возможность некоторым компаниям занять доминирующее положение на рынке авиаперевозок. Потом наступил кризис, и надобность в том, чтобы приказ работал по прямому назначению, отпала. Сейчас пришло время, и государство вновь продвигает идею о создании крупной российской компании, способной конкурировать на международном рынке.

Однако никто, похоже, не задумывался при этом о последствиях реализации хорошей идеи для туристического рынка и для чартерных перевозчиков. По словам экспертов, из-за доминирующего положения нескольких компаний больше всего в этот летний сезон пострадают туристы и туроператоры. Сокращения туристического потока из-за повышения стоимости перевозки на 30-40% не миновать. Закрытие нескольких массовых туристических направлений для чартерных перевозок приведет к тому, что туроператоры лишатся адекватного спросу ценового предложения среди российских авиакомпаний. В этом случае турфирмы имеют полное право переориентировать своих клиентов на зарубежные авиакомпании либо искусственно снизить объемы по отправкам на данных направлениях. А ничего другого им пока и не остается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка