РИА "Новости"
18 июня 2010, 17:29
Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля
19 июня 1910 года (по новому стилю) можно считать одним из дней рождения отечественной авиации - тогда, сто лет назад, в российское небо впервые поднялся аэроплан, который был полностью разработан и построен в России
Аппарат, носивший имя "Гаккель-III", был сконструирован 34-летним потомственным инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, преподавателем Санкт-Петербургского политеха, одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в России линии электропередач - на Ленских золотых приисках.
Как и многие талантливые инженеры, Гаккель не прошел мимо модного тогда увлечения авиацией. Весной 1910 года он строит мастерскую в Новой Деревне рядом с комендантским аэродромом под Петербургом, где начинает работы над своими аэропланами.
Первая машина Гаккеля - "Гаккель-I" - погибла, не поднявшись в воздух, загоревшись при испытании мотора. Вторая машина, "Гаккель-II" не смогла подняться в воздух в силу неудачной конструкции и была перестроена в "Гаккель-III", совершивший, в итоге, успешный первый полет. Продолжительных перелетов этот аэроплан не совершил из-за ненадежного мотора, но свой след в авиации оставил.
Правда, честь первого полета на аппарате отечественной постройки оспаривает другой русский авиаконструктор - профессор киевского политехнического института инженер Кудашев, о полете которого сохранилась заметка в прессе: "23 мая состоялся на незначительной высоте пробный полет профессора политехнического института князя Кудашева на аэроплане собственной конструкции".
Однако, в отличие от Гаккеля, Кудашев не предупреждал официальные инстанции о полете и его успех остался не зафиксирован документально.
Яков Гаккель продолжил работу над новыми самолетами: в 1910-12 году он создал успешно летавшие самолеты "Гаккель-IV", "Гаккель-V" (первый в России самолет-амфибия) и "Гаккель-VI" после поломки на испытаниях усовершенствованный и восстановленный под индексом "Гаккель-VII". Это был единственный из всех самолетов, представленных на "Первый военный конкурс летательных аппаратов, построенных в России" проводимый военным министерством, который выдержал все условия сложной программы. На самолете произвели даже взлет и посадку на вспаханное поле.
"Гаккель-VII" стал самым успешным самолетом Якова Гаккеля. В ходе выполнения программы конкурса пилот Глеб Алехнович совершил 23 сентября 1911 г. пять раз подряд перелет Петербург - Гатчина, преодолев в общем 200 км со средней скоростью 92 км/ч и 24 сентября - полет продолжительностью три с половиной часа при сильном ветре. Самолет Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программу конкурса. Однако Главное инженерное управление именно под этим предлогом сочло конкурс несостоявшимся и Я. М. Гаккелю премии не выдало. Самолет "Гаккель-VII" был приобретен военным ведомством за 8 тыс. руб.
Послушный в управлении, с весьма прочным шасси, "Гаккель-VII", как считали специалисты, мог стать хорошим учебным самолетом. Однако инструкторы Гатчинской школы, привыкшие к французским "фарманам", не стали осваивать незнакомую машину. Даже воду из радиатора забыли слить, и в первую же морозную ночь радиатор был разорван льдом. Нового мотора не оказалось, и самолет сдали на слом.
Более счастливой была судьба второго экземпляра "Гаккеля-VII", построенного в начале 1912 г. На Второй международной выставке воздухоплавания в Москве (25 марта - 8 апреля 1912 г.) он получил Большую золотую медаль Московского общества воздухоплавания. После закрытия выставки Глеб Алехнович выполнял на нем полеты. В ходе состязаний, проведенных в мае 1912 г., Глеб Васильевич установил на "Гаккеле-VII" рекорд высоты для бипланов - 1350 метров.
Отсутствие заказов на серийную постройку самолетов заставило Гаккеля отойти от активного строительства новых машин, хотя конструировать новые аппараты он продолжал. В дальнейшем Яков Гаккель стал известен как создатель первого отечественного тепловоза, построенного в Ленинграде 5 августа 1924 года, и в дальнейшем основная его работа была связана с транспортом. Профессор ЛИИЖТ (бывшего университета путей сообщения) Яков Михайлович Гаккель умер в Ленинграде 12 декабря 1945 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции