О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

19 июня 1910 года (по новому стилю) можно считать одним из дней рождения отечественной авиации - тогда, сто лет назад, в российское небо впервые поднялся аэроплан, который был полностью разработан и построен в России

19 июня 1910 года (по новому стилю) можно считать одним из дней рождения отечественной авиации - тогда, сто лет назад, в российское небо впервые поднялся аэроплан, который был полностью разработан и построен в России.

Аппарат, носивший имя "Гаккель-III", был сконструирован 34-летним потомственным инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, преподавателем Санкт-Петербургского политеха, одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в России линии электропередач - на Ленских золотых приисках.

Как и многие талантливые инженеры, Гаккель не прошел мимо модного тогда увлечения авиацией. Весной 1910 года он строит мастерскую в Новой Деревне рядом с комендантским аэродромом под Петербургом, где начинает работы над своими аэропланами.

Первая машина Гаккеля - "Гаккель-I" - погибла, не поднявшись в воздух, загоревшись при испытании мотора. Вторая машина, "Гаккель-II" не смогла подняться в воздух в силу неудачной конструкции и была перестроена в "Гаккель-III", совершивший, в итоге, успешный первый полет. Продолжительных перелетов этот аэроплан не совершил из-за ненадежного мотора, но свой след в авиации оставил.

Правда, честь первого полета на аппарате отечественной постройки оспаривает другой русский авиаконструктор - профессор киевского политехнического института инженер Кудашев, о полете которого сохранилась заметка в прессе: "23 мая состоялся на незначительной высоте пробный полет профессора политехнического института князя Кудашева на аэроплане собственной конструкции".

Однако, в отличие от Гаккеля, Кудашев не предупреждал официальные инстанции о полете и его успех остался не зафиксирован документально.

Яков Гаккель продолжил работу над новыми самолетами: в 1910-12 году он создал успешно летавшие самолеты "Гаккель-IV", "Гаккель-V" (первый в России самолет-амфибия) и "Гаккель-VI" после поломки на испытаниях усовершенствованный и восстановленный под индексом "Гаккель-VII". Это был единственный из всех самолетов, представленных на "Первый военный конкурс летательных аппаратов, построенных в России" проводимый военным министерством, который выдержал все условия сложной программы. На самолете произвели даже взлет и посадку на вспаханное поле.

"Гаккель-VII" стал самым успешным самолетом Якова Гаккеля. В ходе выполнения программы конкурса пилот Глеб Алехнович совершил 23 сентября 1911 г. пять раз подряд перелет Петербург - Гатчина, преодолев в общем 200 км со средней скоростью 92 км/ч и 24 сентября - полет продолжительностью три с половиной часа при сильном ветре. Самолет Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программу конкурса. Однако Главное инженерное управление именно под этим предлогом сочло конкурс несостоявшимся и Я. М. Гаккелю премии не выдало. Самолет "Гаккель-VII" был приобретен военным ведомством за 8 тыс. руб.

Послушный в управлении, с весьма прочным шасси, "Гаккель-VII", как считали специалисты, мог стать хорошим учебным самолетом. Однако инструкторы Гатчинской школы, привыкшие к французским "фарманам", не стали осваивать незнакомую машину. Даже воду из радиатора забыли слить, и в первую же морозную ночь радиатор был разорван льдом. Нового мотора не оказалось, и самолет сдали на слом.

Более счастливой была судьба второго экземпляра "Гаккеля-VII", построенного в начале 1912 г. На Второй международной выставке воздухоплавания в Москве (25 марта - 8 апреля 1912 г.) он получил Большую золотую медаль Московского общества воздухоплавания. После закрытия выставки Глеб Алехнович выполнял на нем полеты. В ходе состязаний, проведенных в мае 1912 г., Глеб Васильевич установил на "Гаккеле-VII" рекорд высоты для бипланов - 1350 метров.

Отсутствие заказов на серийную постройку самолетов заставило Гаккеля отойти от активного строительства новых машин, хотя конструировать новые аппараты он продолжал. В дальнейшем Яков Гаккель стал известен как создатель первого отечественного тепловоза, построенного в Ленинграде 5 августа 1924 года, и в дальнейшем основная его работа была связана с транспортом. Профессор ЛИИЖТ (бывшего университета путей сообщения) Яков Михайлович Гаккель умер в Ленинграде 12 декабря 1945 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка